Сергей Михалков — Котята: Стих
Вы послушайте, ребята,
Я хочу вам рассказать;
Родились у нас котята —
Их по счету ровно пять.
Мы решали, мы гадали:
Как же нам котят назвать?
Наконец мы их назвали:
Раз, Два, Три, Четыре, Пять.
Раз — котенок самый белый,
Два — котенок самый смелый,
Три — котенок самый умный,
А Четыре — самый шумный.
Пять — похож на Три и Два —
Тот же хвост и голова,
То же пятнышко на спинке,
Так же спит весь день в корзинке.
Хороши у нас котята —
Раз, Два, Три, Четыре, Пять!
Заходите к нам, ребята,
Посмотреть и посчитать.
Анализ стихотворения «Котята» Михалкова
Мастер детской поэзии Сергей Владимирович Михалков в «Котятах» ненавязчиво помогает ребятишкам изучить простейший счет до пяти.
Стихотворение создано примерно в 1947 году. Поэту в эту пору исполнилось 34 года, в войну он был фронтовым журналистом, а теперь признанный детский писатель, автор гимна страны, множества пьес и сценариев, наконец, счастливо женатый – тоже на писательнице, переводчице Н. Кончаловской, с которой воспитал двух сыновей. Его желание писать для детей поддержал, в частности, и С. Маршак. В жанровом отношении – поэтический рассказ с дидактической целью, по размеру – хорей с парной и перекрестной рифмовкой, 5 строф. Рифмы как открытые, так и закрытые. Композицию можно назвать кольцевой – сюжет постоянно возвращается к пятерым родившимся котятам. Начинается стихотворение с парентезы, обращения к маленьким читателям: послушайте, ребята. Лирический герой (вполне может быть и сам автор) рассказывает детям удивительнейшую новость. «Родились у нас»: все причастны, даже люди, не только мама-кошка. Прием, рассчитанный на детскую психологию. «Ровно пять»: отсюда начинается почти головокружительное пересчитывание пушистых сорванцов. Перечислительная градация открывает второе четверостишие. «Мы»: местоимение, подтверждающее, что вопрос об именах обсуждался самой широкой общественностью. В итоге котята получили весьма оригинальные клички: Раз, Два, Три, Четыре, Пять. Третья строфа – цепочка лексических повторов, столь свойственных детскому сознанию. Эпитеты характерны, но просты, наглядны, понятны ребенку. Каждого котенка легко представить. «Пять похож на Три и Два»: начатки арифметики, сложения чисел. В предпоследней строфе – описание прелестной внешности и манер котенка: пятнышко на спинке (уменьшительно-ласкательные суффиксы), спит в корзинке. В финале поэт вновь побуждает ребят повторить изученный урок. Здесь находится единственное риторическое восклицание на все стихотворение. В конце С. Михалков настоятельно просит детей проведать его хвостатую команду. Но не только посмотреть, а и посчитать. Собственно, стихотворение и похоже на считалочку. Образовательный момент удачно сочетается с воспитанием добрых чувств к домашним питомцам.
Игровая форма – лучшее пространство для развития и обучения детей дошкольного возраста. Именно она позволила С. Михалкову в своем творчестве сочетать полезное и развлекательное.
Источник
Анализ стихотворения «Котята» Сергея Михалкова
Мастер детской поэзии Сергей Владимирович Михалков в «Котятах» ненавязчиво помогает ребятишкам изучить простейший счет до пяти.
Стихотворение создано примерно в 1947 году. Поэту в эту пору исполнилось 34 года, в войну он был фронтовым журналистом, а теперь признанный детский писатель, автор гимна страны, множества пьес и сценариев, наконец, счастливо женатый – тоже на писательнице, переводчице Н. Кончаловской, с которой воспитал двух сыновей. Его желание писать для детей поддержал, в частности, и С. Маршак. В жанровом отношении – поэтический рассказ с дидактической целью, по размеру – хорей с парной и перекрестной рифмовкой, 5 строф. Рифмы как открытые, так и закрытые. Композицию можно назвать кольцевой – сюжет постоянно возвращается к пятерым родившимся котятам. Начинается стихотворение с парентезы, обращения к маленьким читателям: послушайте, ребята. Лирический герой (вполне может быть и сам автор) рассказывает детям удивительнейшую новость. «Родились у нас»: все причастны, даже люди, не только мама-кошка. Прием, рассчитанный на детскую психологию. «Ровно пять»: отсюда начинается почти головокружительное пересчитывание пушистых сорванцов. Перечислительная градация открывает второе четверостишие. «Мы»: местоимение, подтверждающее, что вопрос об именах обсуждался самой широкой общественностью. В итоге котята получили весьма оригинальные клички: Раз, Два, Три, Четыре, Пять. Третья строфа – цепочка лексических повторов, столь свойственных детскому сознанию. Эпитеты характерны, но просты, наглядны, понятны ребенку. Каждого котенка легко представить. «Пять похож на Три и Два»: начатки арифметики, сложения чисел. В предпоследней строфе – описание прелестной внешности и манер котенка: пятнышко на спинке (уменьшительно-ласкательные суффиксы), спит в корзинке. В финале поэт вновь побуждает ребят повторить изученный урок. Здесь находится единственное риторическое восклицание на все стихотворение. В конце С. Михалков настоятельно просит детей проведать его хвостатую команду. Но не только посмотреть, а и посчитать. Собственно, стихотворение и похоже на считалочку. Образовательный момент удачно сочетается с воспитанием добрых чувств к домашним питомцам.
Игровая форма – лучшее пространство для развития и обучения детей дошкольного возраста. Именно она позволила С. Михалкову в своем творчестве сочетать полезное и развлекательное.
Источник
Урок литературного чтения С.В.Михалков «Котята»
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему
Учащиеся познакомились с жизнью и творчеством С.В.Михалкова. На уроке проводилась дыхательная гимнастика и речевая разминка в виде различных заданий с использованием упражнений для скорочтения. Учащиеся работают в парах и группах, сами формируют тему и цель урока. Строят предложения, доказывают свою точку зрения.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Урок литературного чтения
– познакомить учащихся с жизнью и творчеством С.В. Михалкова ;
– развивать речь, память, логическое мышление, интерес к чтению, расширяя опыт самостоятельного чтения;
– совершенствовать навыки выразительного чтения;
– воспитывать стремление к доброте, дружбе, взаимопомощи.
Тип урока: изучение новых знаний
Предметные : находить фрагменты текста, необходимые для ответа на поставленные вопросы,
проявлять положительное отношение и интерес к братьям нашим меньшим.
планировать свои действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, уметь сравнивать свой ответ с ответами одноклассников, самостоятельно оценивать свои знания.
уметь выделять существенную информацию из текстов разных видов.
Использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; строить монологические высказывания, выслушивать мнение партнёра, работая в паре или в группе, владеть диалогической формой речи.
Портреты: С. В. Михалкова, К.И.Чуковского, М.М.Пришвина, С.Я.Маршака, А.Л.Барто, С.В.Михалкова, Л.Н.Толстого, К.Д.Ушинского , выставка книг, материал к разминке, изображения кошек ,энциклопедия о животных, раздаточный материал.
1. Организация начала урока
— Сегодня нам предстоит проделать большую работу, я попрошу вас быть внимательными и активными. И как всегда наш урок мы начинаем с традиционной дыхательной гимнастики и речевой разминки.
Дыхательная гимнастика «33Егорки ». (Как на горке, на пригорке, стоят 33 Егорки. Раз-Егорка, два – Егорка, три – Егорка )
— Для каждого ряда свое задание, оно на ваших столах (работаем в парах)
3.Раздели слова на две группы «овощи» и «животные»
(лиса, помидор, огурец, медведь, заяц, капуста, репа, собака)
— Галки – вороны, все ли здоровы?
— Одна галка нездорова, себе ножку исколола.
1.Найди лишнюю букву а, у, и , н , е
2.Определи лишний слог на, зо, ка, ма, ра, ла
3.Раздели слова на две группы «овощи» и «фрукты»
(персик, помидор, огурец, свёкла, яблоко, груша)
— Выходите, гуси, на берег, здесь хорошо.
— Нет, лиса, ты сама иди к нам, здесь – то лучше.
1.Найди лишнюю букву б, к, и, з , т
2.Определи лишний слог ну, зу, ки, му, ру, лу
3. Раздели слова на две группы «животные» и «птицы»
(лось, курица, синица, медведь, рысь, дятел, снегирь)
— Дядя, а дядя! Я медведя поймал!
Молодцы! Потрудились, отдохнем…. (Физкультминутка)
-С произведениями, каких авторов мы с вами познакомились на предыдущих уроках? (ответы детей)
(У учащихся карточки, на которых напечатаны отрывки из произведений)
Что б ни случилось в мире,-
А все же будет дважды два
5.Лада заболела. Чашка с молоком стояла возле ее носа, она отвертывалась. Позвали меня.
-Лада,- сказал я,- надо поесть.
6.Скажи погромче слово «гром»-
7.Что случилось нынче в школе?
8.Лес не одет, пахнет корой и березовым соком. Чуть дымится первая зелень на ивах, оживают зеленя, обозначаются дорожки лесные…
— Найти отрывки из произведений К.И. Чуковского
6 группа — Найти отрывки из произведений А.Л.Барто.
-Назвать произведения. Выразительно прочитать. На доске найти
и показать портрет автора.
(На доске портреты К.И.Чуковского, М.М.Пришвина, С.Я.Маршака, А.Л.Барто, С.В.Михалкова, Л.Н.Толстого, К.Д.Ушинского)
3. Постановка учебной задачи
-Посмотрите на портреты. Один портрет остался.
-Как вы думаете, почему я поместила его на доске вместе с остальными?
-Сформулируйте тему урока и цель урока.
-Сегодня мы познакомимся с русским поэтом и писателем, сказочником и баснописцем, переводчиком – Сергеем Владимировичем Михалковым.
4. Изучение нового материала
1) . Жизнь и творчество С.В.Михалкова
Сергей Владимирович Михалков родился в 1913 году, 13марта, в Москве. Число 13считал счастливым. Мой рассказ о жизни и творчестве С.В.Михалкова продолжит Крюков Амир.
В десять лет он написал свою первую басню. Когда ему исполнилось 14 лет, семья Михалковых переехала в город Пятигорск. Там Сергей Михалков окончил среднюю школу и вернулся в Москву. Он стал рабочим на одной Московской фабрике. Он очень любил животных. В его доме всегда жили кошки, собаки . Однажды Михалков написал стихи для детей. Их напечатали в журнале «Пионер». Они сразу понравились и читателям, и поэтам. Михалков написал ещё 2-3 детских стихотворения, затем появился «Дядя Стёпа», стихотворение «Мы с приятелем». С. Михалков познакомился, а потом и подружился с такими детскими писателями, как С.Я. Маршак и К. И. Чуковский. Так Михалков стал одним из любимых детских писателей. Сергей Владимирович известен не только в нашей стране,но и в других странах. Ведь именно он написал слова Гимна Российской Федерации.
-Что запомнили о С. В. Михалкове?
– Какие его произведения знакомы вам?
3).Знакомство с выставкой книг
5.Продолжение изучения нового материала
– Ребята, у кого из вас есть дома домашние животные? Вы любите их?
– За что вы их любите? Как за ними ухаживаете?
— Как вы думаете, почему именно эту тему я затронула? Предположите, чем мы будем заниматься на уроке, чему учиться?
— О ком будет это произведение?
— Наверное, каждый из вас хотел бы иметь в доме маленькое живое существо. Но не все понимают, какую ответственность будет нести семья, взявшая в дом кошку. Ведь они требует ежедневной заботы и ухода, особенно маленькие котята – они многого не умеет, их надо всему учить.
-Откройте учебник на стр. 106 и прочитайте название стихотворение С. В. Михалкова.
— Рассмотрим иллюстрацию к стихотворению . Что вы можете сказать о девочке на рисунке?
— Как вы думаете, почему девочка такая веселая?
— Познакомившись с произведением, мы узнаем, были ли вы правы в своем предположении.
— Сядьте удобно и послушайте стихотворение «Котята»
1).Чтение стихотворения подготовленным учеником
— Понравилось вам произведение С.В. Михалкова?
-Какие чувства у вас вызвало это стихотворение?
— Почему же девочка улыбалась?
– О чём автор хочет рассказать ребятам?
— Сколько было котят? Как их звали?
– Какими они были? Прочитайте описание каждого. А какого котенка вы выбрали бы себе?
Назовите пары слов, которые можно считать рифмой.
— Прежде чем вы начнёте читать стихотворение, давайте поупражняемся в чтении труднопроизносимых слов (чтение по слогам и целыми словами)
– Какими были котята? Прочитайте описание каждого.
-О каком котенке идет речь?
4.От него нет покоя никому.
— А какого котенка вы выбрали бы себе?
6. Закрепление знаний и способов действий
-Кошки- загадочные животные, то нежные, то злые. Давно живут в доме человека. Психологи утверждают: у кого есть кошка, тот может не бояться одиночества. Люди, у которых есть кошки, это добрые люди, живут дольше и счастливее других.
-Подумайте и вспомните, что умеет делать кошка?
-На доске прикреплены карточки со словами:
Шустрый, неугомонный, отважный, светлый, бесстрашный, мужественный, смышленый, сообразительный, непоседа, шаловливый, неглупый.
Дети читают слова. Подбирают слова-характеристики к каждому котенку.
-Сегодня мы много говорили о кошках, поэтому сейчас мы сделаем украшение к закладке в форме головы котёнка.
– Что нового узнали на уроке?
– Что особенно запомнилось, понравилось?
– Какие сведения, полученные на уроке, пригодятся вам?
– Кто доволен своей работой?
– Жду ваших рисунков с изображением ваших питомцев.
-И в заключении я хочу сказать: когда берёшь на воспитание кошку, надо помнить, что ты до конца жизни своего питомца за него в ответе. Несмотря ни на что, кошки маленькие и беззащитные, по отношению к людям. Любите и берегите их! Спасибо за работу. Урок окончен.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Цель урока: — обеспечить эстетическое восприятие и осознание текста. Формирование у детей правильной читательской деятельности, объективного восприятия.Задачи: Образовательные: .
Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год.
Цель урока: показать значение трудовой деятельности в жизни человека на примере рассказа Е.Пермяка «Для чего руки нужны».
Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе . (Литературное чтение, музыка, изобразительн.
Цели урока:Познакомить с биографией писателяРасширить знания учащихся о жизни и творчестве Л.Н.ТолстогоРазвитие у детей интиреса к русской классической литературеВоспитание гуманизма, уважения к общеч.
«Спеши в школу как на игру. Она и есть такова, » — писал Ян Каменский. Не правда ли, про современную школу так не скажешь? Хорошо ли это? Ведь именно интерес является основным стимулом деятельно.
Данная технологическая карта разработана к первому уроку литературного чтения во 2 классе по УМК «Школа России».
Источник