НОД по развитию речи в средней группе. Чтение стихотворения-считалочки С. Михалкова «Котята»
Евгения Александровна Афанасьева
НОД по развитию речи в средней группе. Чтение стихотворения-считалочки С. Михалкова «Котята»
Интеграция образовательных областей: «познание», «коммуникация», «ФЭМП», «чтение художественной литературы», «развитие речи».
1. Учить детей запоминать стихотворение.
2. Развивать память, воображение, интонационную выразительность речи.
1. Закрепление умения считать до 5.
2. Закрепление знания цифр от 1 до 5.
3. Учить анализировать образец и составлять по образцу из геометрических фигур предмет (кошку)
3. Развивающие:
1. Совершенствование умения подбирать существительные к прилагательному (белый- снег, сахар, белое –облако).
2. Развитие логического мышления.
3. Совершенствование умения согласовывать в предложении существительные с числительными.
4. Развитие у детей умения аргументировать свои ответы.
1. Воспитывать интерес к поэзии, эстетические чувства.
2. Учить детей слушать своих товарищей, не перебивая, а дополняя их ответы.
Плакат с нарисованными корзинками обозначенными цифрами и с прорезями чтобы можно было «усадить» котят в корзинки.
Фигуры котят вырезанные из картона (5 шт. в соответствии с текстом стихотворения)
Конверты с изображением кошки из геометрических фигур, геометрические фигуры для выкладывания кошки по образцу (по количеству столов за которыми сидят дети)
Ход занятия:
Воспитатель читает детям стихотворение С. Михалкова «Котята»
Родились у нас котята —
Как же нам котят назвать?
Два — котёнок самый смелый,
Так же спит весь день в корзинке.
Хороши у нас котята —
Ребята, котята разбежались, давайте позовем их и усадим в эти корзинки.
Дидактическая игра «Позовем котят». По инструкции воспитателя дети зовут котят громко или тихо «Кис-кис-кис!».
Воспитатель развешивает картонных котят на доске. А теперь попробуем разобраться где чья корзинка, для этого вспомним стихотворение: Раз – котенок самый белый. Какой из этих котят белый?
Правильно ребята этот котенок белый, а что еще бывает белого цвета?
(ответы детей: сахар, снег,облака др.)
Молодцы ребята, давайте посадим котенка по имени Раз в корзинку с цифрой 1.
Два — котенок самый смелый. Ребята, а какие вы знаете слова близкие по смыслу к слову смелый?
(ответы детей: отважный, храбрый, решительный)
Ребята, помните мы недавно с вами читали сказку про одного умного и смелого Кота который не побоялся злого людоеда, попросил его превратиться в мышку и съел его. Что это за кот?
(ответы детей: Кот в сапогах)
Вот и смелый котенок по имени Два одел сапожки, подражая храброму коту в сапогах. Давайте посадим его в корзинку с цифрой 2.
Три – котенок самый умный. Посмотрите у умного котенка в лапках конверт, он приготовил для вас задание. (детям на столы раздаются конверты с изображением кошки из геометрических фигур, внутри геометрические фигуры для выкладывания кошки по образцу.)Дети выкладывают кошку называя части тела.
Молодцы ребята, справились с заданием самого умного котенка, давайте теперь посадим его в корзинку с цифрой 3.
А Четыре — самый шумный. Этот котенок очень любит играть в веселые игры. Давайте и мы с вами поиграем (Физкультминутка – дети выполняют движения в соответствии с текстом)
Молодцы ребята! Давайте посадим посадим четвертого котенка в его корзинку.
Пять – похож на Три и Два, те же хвост и голова, то же пятнышко на спинке, так же спит весь день в корзинке. Вот он пятый котенок, который любит поспать, он тоже приготовил для вас задание.
Воспитатель называет части тела кошки или котенка (в уменьшительно-ласкательной форме): лапы (лапки, усы (усики, хвост (хвостик, шерсть (шерстка).Дети отвечают на вопросы:
Молодцы ребята справились со всеми заданиями. Давайте посадим этого котенка в корзину с цифрой 5.
В конце занятия воспитатель снова читает ребятам стихотворение
Календарно-тематическое планирование на неделю. Вторая младшая группа. Событие:осень Тема:Птицы и животные осенью. Цель:Дать представление о подготовке животных и птиц с зиме. Литература:Фисенко М. А. «физкультура.
Конспект интегрированного занятия по развитию речи в средней группе СТИХОТВОРЕНИЕ С. МИХАЛКОВА «А ЧТО У ВАС?». ЭТЮД-ДРАМАТИЗАЦИЯ «БАРАБАНЩИК» (муз. М. Красева)Интеграция образовательных областей: «Чтение.
Источник
Анализ стихотворения «Котята» Сергея Михалкова
Мастер детской поэзии Сергей Владимирович Михалков в «Котятах» ненавязчиво помогает ребятишкам изучить простейший счет до пяти.
Стихотворение создано примерно в 1947 году. Поэту в эту пору исполнилось 34 года, в войну он был фронтовым журналистом, а теперь признанный детский писатель, автор гимна страны, множества пьес и сценариев, наконец, счастливо женатый – тоже на писательнице, переводчице Н. Кончаловской, с которой воспитал двух сыновей. Его желание писать для детей поддержал, в частности, и С. Маршак. В жанровом отношении – поэтический рассказ с дидактической целью, по размеру – хорей с парной и перекрестной рифмовкой, 5 строф. Рифмы как открытые, так и закрытые. Композицию можно назвать кольцевой – сюжет постоянно возвращается к пятерым родившимся котятам. Начинается стихотворение с парентезы, обращения к маленьким читателям: послушайте, ребята. Лирический герой (вполне может быть и сам автор) рассказывает детям удивительнейшую новость. «Родились у нас»: все причастны, даже люди, не только мама-кошка. Прием, рассчитанный на детскую психологию. «Ровно пять»: отсюда начинается почти головокружительное пересчитывание пушистых сорванцов. Перечислительная градация открывает второе четверостишие. «Мы»: местоимение, подтверждающее, что вопрос об именах обсуждался самой широкой общественностью. В итоге котята получили весьма оригинальные клички: Раз, Два, Три, Четыре, Пять. Третья строфа – цепочка лексических повторов, столь свойственных детскому сознанию. Эпитеты характерны, но просты, наглядны, понятны ребенку. Каждого котенка легко представить. «Пять похож на Три и Два»: начатки арифметики, сложения чисел. В предпоследней строфе – описание прелестной внешности и манер котенка: пятнышко на спинке (уменьшительно-ласкательные суффиксы), спит в корзинке. В финале поэт вновь побуждает ребят повторить изученный урок. Здесь находится единственное риторическое восклицание на все стихотворение. В конце С. Михалков настоятельно просит детей проведать его хвостатую команду. Но не только посмотреть, а и посчитать. Собственно, стихотворение и похоже на считалочку. Образовательный момент удачно сочетается с воспитанием добрых чувств к домашним питомцам.
Игровая форма – лучшее пространство для развития и обучения детей дошкольного возраста. Именно она позволила С. Михалкову в своем творчестве сочетать полезное и развлекательное.
Источник
Сергей Михалков — Котята: Стих
Вы послушайте, ребята,
Я хочу вам рассказать;
Родились у нас котята —
Их по счету ровно пять.
Мы решали, мы гадали:
Как же нам котят назвать?
Наконец мы их назвали:
Раз, Два, Три, Четыре, Пять.
Раз — котенок самый белый,
Два — котенок самый смелый,
Три — котенок самый умный,
А Четыре — самый шумный.
Пять — похож на Три и Два —
Тот же хвост и голова,
То же пятнышко на спинке,
Так же спит весь день в корзинке.
Хороши у нас котята —
Раз, Два, Три, Четыре, Пять!
Заходите к нам, ребята,
Посмотреть и посчитать.
Анализ стихотворения «Котята» Михалкова
Мастер детской поэзии Сергей Владимирович Михалков в «Котятах» ненавязчиво помогает ребятишкам изучить простейший счет до пяти.
Стихотворение создано примерно в 1947 году. Поэту в эту пору исполнилось 34 года, в войну он был фронтовым журналистом, а теперь признанный детский писатель, автор гимна страны, множества пьес и сценариев, наконец, счастливо женатый – тоже на писательнице, переводчице Н. Кончаловской, с которой воспитал двух сыновей. Его желание писать для детей поддержал, в частности, и С. Маршак. В жанровом отношении – поэтический рассказ с дидактической целью, по размеру – хорей с парной и перекрестной рифмовкой, 5 строф. Рифмы как открытые, так и закрытые. Композицию можно назвать кольцевой – сюжет постоянно возвращается к пятерым родившимся котятам. Начинается стихотворение с парентезы, обращения к маленьким читателям: послушайте, ребята. Лирический герой (вполне может быть и сам автор) рассказывает детям удивительнейшую новость. «Родились у нас»: все причастны, даже люди, не только мама-кошка. Прием, рассчитанный на детскую психологию. «Ровно пять»: отсюда начинается почти головокружительное пересчитывание пушистых сорванцов. Перечислительная градация открывает второе четверостишие. «Мы»: местоимение, подтверждающее, что вопрос об именах обсуждался самой широкой общественностью. В итоге котята получили весьма оригинальные клички: Раз, Два, Три, Четыре, Пять. Третья строфа – цепочка лексических повторов, столь свойственных детскому сознанию. Эпитеты характерны, но просты, наглядны, понятны ребенку. Каждого котенка легко представить. «Пять похож на Три и Два»: начатки арифметики, сложения чисел. В предпоследней строфе – описание прелестной внешности и манер котенка: пятнышко на спинке (уменьшительно-ласкательные суффиксы), спит в корзинке. В финале поэт вновь побуждает ребят повторить изученный урок. Здесь находится единственное риторическое восклицание на все стихотворение. В конце С. Михалков настоятельно просит детей проведать его хвостатую команду. Но не только посмотреть, а и посчитать. Собственно, стихотворение и похоже на считалочку. Образовательный момент удачно сочетается с воспитанием добрых чувств к домашним питомцам.
Игровая форма – лучшее пространство для развития и обучения детей дошкольного возраста. Именно она позволила С. Михалкову в своем творчестве сочетать полезное и развлекательное.
Источник
Конспект урока по обучению грамоте «С.В.Михалков «Котята»
Тема: С.В.Михалков «Котята» (и его произведения)
Цель: знакомство с творчеством С.В.Михалкова.
Познакомить учащихся с жизнью и творчеством С.В.Михалкова.
Развивать интерес к чтению, расширять опыт самостоятельного чтения.
Воспитывать стремление к доброте, дружбе, взаимопомощи.
Оборудование: учебник, презентация, ноутбук, телевизор, портрет С.В.Михалкова, книги для выставки С.В.Михалкова.
— Здравствуйте ребята, садитесь, пожалуйста!
Повторение (актуализация знаний).
Он снег глубокий разгребает
Копает он порой весь день
— Что вы знаете о северном олене?
— Северный олень – основа жизни коренных народов Крайнего Севера, снабжает их мясом и шкурами для постройки жилищ, и многим другим. Дикий северный олень ведет кочевую жизнь. Летом стада движутся, спасаясь от комаров и другого гнуса, к северу, к океану, где холоднее и ветер, а осенью снова пересекают тундру, следуя на юг, к тайге. Пища северного оленя – различные травы и лишайники, особенно ягель («олений мох»), который животные зимой выкапывают копытами из-под снега.
Звуко-буквенный анализ слова олень.
— Давайте составим схему слова олень.
— Сначала разделим хором на слоги, приготовили ладошки.
Олень – хором деление, на слоги, хлопая в ладоши.
— Какой слог ударный? Первый или второй?
— Поставьте ударение (При затруднении давайте вместе поставим ударение, для этого произнесем слово и выделим ударный слог, то есть позовем оленя, значит второй слог ударный)
— … выйди к доске и составь схему слова олень.( )
Первый звук в первом слоге звук [а] — гласный или согласный? Почему гласный? (Потому что произносим голосом и можем пропеть) Безударный. Красный квадратик.
Второй слог вначале идет слияние [ле], первый звук в этом слияние [л’] – согласный, мягкий, звонкий. Раз мягкий обозначим зеленым треугольником в слиянии. Следующий звук [э] – гласный, ударный, покажем красным треугольником в слиянии. Следующий звук [н’] – согласный, мягкий, звонкий. Покажем зеленым квадратиком на схеме.
— А сейчас мы повторим то, что вы знаете о буквах и звуках.
— Что такое буква? (Буква – это что пишем)
— Что такое звук? (Звук – мы произносим и слышим)
— Назовите согласные буквы? (эн, эм, эль, эр, и краткое, бэ, вэ, гэ, дэ, жэ, зэ, пэ, эф, ка, тэ, ша, эс, ха, цэ, че, ща)
— Согласные, которые расположены верхней строчке, какие звуки обозначают? (Звонкие согласные)
— Согласные, которые расположены в нижней строчке, какие звуки обозначают? (Глухие согласные)
— Какими еще бывают согласные звуки? (Твердыми и мягкими)
— От чего зависит твердость и мягкость согласного звука? (От гласного звука, который стоит после согласного)
— Назовите гласные буквы? (а, о, у, ы, э, я, ё, ю, и, е)
— На какие группы их разделили? (На гласные, которые указывают на твёрдость и мягкость согласных звуков)
— Назовите гласные, обозначающие твердость согласного? (Верхняя строчка)
— Назовите гласные, обозначающие мягкость согласного? (Нижняя строчка)
— Дайте характеристику звуков [б], [п]. ([б] – согласный, твердый, звонкий, парный; [п] – согласный, твердый, глухой, парный)
Викторина по произведениям С.В.Михалкова.
— Чтобы узнать с каким автор мы сегодня познакомимся, мы проведем литературную викторину. Я буду читать вам отрывок из стихотворения, а вы постарайтесь вспомнить название стихотворения.
Нос распух, не видно глаза
За буквой буква, к слогу слог,
Ну, хоть бы кто-нибудь помог?
— Кто автор этих стихотворений? (Эти замечательные стихотворения написал Сергей Владимирович Михалков)
Знакомство с С.В.Михалковым.
Посмотрите на портрет писателя. Родился Сергей Владимирович в Москве 13 марта 1913 года. Он не сразу стал писателем. Сергей Владимирович был разнорабочим на ткацкой фабрике, и помощником в геологоразведочных экспедициях. Но потом стихи начинающего писателя стали все чаще появляться на страницах журналов и газет. Во время Великой Отечественной войны он побывал почти на всех фронтах, писал очерки, заметки, стихи, юмористические рассказы, то есть был военным корреспондентом. Сергей Владимирович Михалков – автор гимна нашей страны. Что такое гимн России? (Это самая главная песня нашей страны)
К сожалению, совсем не давно, 27 августа 2009 года, на 97 году жизни Сергей Михалков умер.
— Давайте рассмотрим книги Сергея Владимировича Михалкова, вспомним, как нужно обращаться с книгами? (Бережно, аккуратно, обернуть в обложку, пользоваться закладкой, не перегибать обложку, книги брать чистыми руками, вовремя возвращать в библиотеку)
— Как в книге – сборнике найти нужное произведение? (По оглавлению)
(Книга «А что у вас?» названа по одному из стихотворений этого сборника, писал Сергей Михалков и повести – сказки, например «Праздник не послушания» о том, как все дети остались без родителей и что из этого получилось, «Хрустальная ваза» — в книгу входят известные, любимые стихи и сказки, «Дядя Степа», «Три поросенка» — эту сказку Сергей Михалков перевел для вас с английского языка, а эта книга так и называется «Детям» здесь собраны веселые стихи)
— Все эти книжки можно взять почитать в Центральной библиотеке города Нарьян-Мара.
— Откройте учебники на странице 106.
— … прочитай про Сергея Владимировича Михалкова, остальные внимательно слушают и следят.
— А сейчас мы немного отдохнем и проведем физкультминутку.
Продолжение работы по теме урока.
-Писал он не только обычные стихи, но и считалочки.
— Что такое считалочка? (То есть когда нам нужно посчитаться, выбрать водящего)
-Вот сегодня мы прочитаем стихотворение – считалочку «Котята». Послушайте, я вам прочитаю.
Чтение учителем стихотворения «Котята».
— Понравилось ли вам это стихотворение?
— Какое настроение вызвало у вас это произведение? Почему?
— А сейчас мы свами перечитаем эту считалочку, читать будет несколько человек, следите внимательно, я скажу, когда хватит читать, и кто будет читать дальше.
Чтение стихотворения учащимися.
— Какое событие произошло в семье? (У кошки появились котята)
— Как вы думаете, кто рассказывает эту историю про котят? (Ребенок рассказывает новость друзьям)
— Что вам показалось особенно смешным? (Как назвали котят. Им дали очень смешные клички.)
— Прочитайте строки о каждом котенке.
— Как вы думаете, с каким чувством ребенок рассказывает о своих котятах? (С радостью, с гордостью)
— А зачем мальчик приглашал друзей? (Посмотреть и посчитать котят)
4.) Работа над иллюстрацией.
— Что изображено на рисунке? (Мальчик и корзинка с котятами)
— Что делает мальчик? (Считает котят)
5.) Работа над выразительностью.
— А сейчас мы постараемся прочитать это стихотворение выразительно.
-Что значит выразительно? (Читать целыми словами, соблюдая нужную интонацию и паузы)
— Как будем читать все стихотворение? (Легко, с интересом, не спеша, выделять главные слова)
— В этом стихотворении будет вопросительное и восклицательное предложение.
— Найдите вопросительное предложение?
— Как надо читать? Кто прочитает?
— Найдите восклицательное предложение?
— Как надо читать? Кто прочитает?
— Что значит тире в предложениях? (Нужно делать небольшую паузу)
— Ребята, кто знает, что такое чтение вполголоса? (Чтение не громко, голосом, но не очень громко)
— У вас на партах лежат карточки со стихотворениями Сергея Владимировича Михалкова, пододвиньте их к себе и прочитайте стихотворение вполголоса, выразительно.
-Я буду ходить по рядам и внимательно слушать, кто как читает.
— Что было самым интересным на уроке?
— Что нового вы узнали? Чему научились?
— У кого из вас появилось желание прочитать другие произведения С.В.Михалкова?
— «Ребята! Читайте стихи замечательного поэта Сергея Владимировича Михалкова, который так хорошо знал детей, знал их мечты, их секреты, их заветные желания…»
Страница 106, выучить стихотворение наизусть.
Источник