Сложносочинённые предложения с соединительными, разделительными и противительными союзами — СЛОЖНОСОЧИНЁННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Цели: показать роль сочинительных союзов: разделительных, соединительных, противительных — в ССП; формировать умение определять разновидности смысловых отношений между частями ССП, связанными соединительными, разделительными и противительными союзами; развивать орфографическую зоркость.
Планируемые результаты: уметь самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; понимать роль сочинительных союзов в ССП; уметь разбираться в смысловых отношениях между частями ССП; уметь объяснять языковые явления и процессы.
1. Лингвистическая разминка
— Просклоняйте числительное триста восемьдесят четыре.
2. Проверка домашнего задания
(Рассказ о смысловых отношениях между частями сложносочинённого предложения.)
1. Чтение и обсуждение теоретических сведений (с. 39,41,42).
2. Упр. 63 — комментированное письмо, обсуждение вопросов и заданий.
IV. Закрепление изученного материала
1. Диктант с взаимопроверкой
— Запишите предложения под диктовку, определите функции союзов; сделайте разбор: вариант 1 — фонетический и морфологический, вариант 2 — словообразовательный и морфемный, синтаксический (цифрами обозначены виды лингвистического разбора, как в учебнике).
1) Бабочки крыльями хлопали очень тихо, а стрекозы крыльями 1 пели звонко. 2) На покосе то мошкара кружит, то комары звенят и жалят 4 . 3) Кот принял угрожающую 3 позу, щенок тоже оскалился. 4) То скрипнет дверь, то тихо откроется 2 калитка.
— Закончите пословицы, используя противительные союзы.
1) Не место красит человека. (а человек место).
2) Не красна изба углами. (а красна пирогами).
3) Мягко стелет. (да жёстко спать).
4) Делу время, . (а потехе час).
5) Близок локоть. (да не укусишь).
6) Рад бы в рай. (да грехи не пускают).
7) Не спеши языком. (а спеши делом).
(Вариант задания: выписать из словаря В. И. Даля пословицы — ССП с противительными союзами.)
V. Подведение итогов урока
— Назовите соединительные союзы. Что выражают ССП с соединительными союзами?
— Назовите разделительные союзы. Что выражают ССП с разделительными союзами?
— Назовите противительные союзы. Что выражают ССП с противительными союзами?
1. Лингвистическая разминка
1) Все мои огорчения давно канули в лето.
2) Глядя в небо, меня всегда удивляют звезды.
3) Вторая серия оказалась более интереснее первой.
4) Космонавты пробыли на орбите около двести суток.
2. Проверка домашнего задания
(Упр. 64 — обсуждение вопросов и заданий, составление схем на доске.)
III. Закрепление изученного материала
1. Упр. 65 — комментированное письмо, составление схем предложений на доске и в тетрадях.
2. Упр. 66 — самостоятельная работа с последующей проверкой.
3. Упр. 67 — обсуждение вопросов и заданий, письменное выполнение; составление схем предложений на доске и в тетрадях.
Неполные предложения есть в предложениях 2, 3.
— Запишите предложения под диктовку.
— Определите функции союзов.
— Сделайте синтаксический разбор предложений.
1) Я не поверил письму, но сомнение всё же было посеяно. 2) “Мёртвые души” Н. В. Гоголя — удивительная книга, горький упрёк современной Руси, но не безнадёжный. (Я. Герцен) 3) Заря сияла на востоке, и золотые ряды облаков, казалось, ожидали солнца.
IV. Подведение итогов урока
— Что общего у ССП с разными видами союзов и в чём различия?
Библиотека образовательных материалов для студентов, учителей, учеников и их родителей.
Наш сайт не претендует на авторство размещенных материалов. Мы только конвертируем в удобный формат материалы из сети Интернет, которые находятся в открытом доступе и присланные нашими посетителями.
Если вы являетесь обладателем авторского права на любой размещенный у нас материал и намерены удалить его или получить ссылки на место коммерческого размещения материалов, обратитесь для согласования к администратору сайта.
Разрешается копировать материалы с обязательной гипертекстовой ссылкой на сайт, будьте благодарными мы затратили много усилий чтобы привести информацию в удобный вид.
© 2014-2021 Все права на дизайн сайта принадлежат С.Є.А.
Источник
II. Закрепление изученного материала
1. Упражнение 12 (устно; предложения 1, 2, 4, 5, 7 из п. I и сделать схемы к ним в тетрадях.)
2. Диктант с взаимопроверкой.
Записать предложения под диктовку, сделать разбор: 1-й вариант фонетический и морфологический, 2-й вариант — словообразовательный и по составу, синтаксический.
1. Бабочки крыльями хлопали очень тихо, а стрекозы крыльями 1 пели звонко.
2. Изредка хлопнет обессиленный 2 парус или под кормой плеснет волна. (К. Г. Паустовский.)
3. На покосе то мошкара кружит, то комары звенят и жалят.
4. Кот принял угрожающую 3 позу, щенок тоже оскалился.
5. У Ивана Ивановича большие выразительные глаза табачного цвета и рот несколько похож на букву ижицу 4 .
6. То скрипнет дверь, то тихо откроется калитка.
III. Творческий диктант
Закончите пословицы, использовав противительные союзы:
1) Не место красит человека, . (а человек место).
2) Не красна изба углами, . (а красна пирогами).
3) Мягко стелет, . (да жестко спать).
4) Делу время, . (а потехе час).
5) Близок локоть, . (да не укусишь).
6) Рад бы в рай, . (да грехи не пускают).
7) Не спеши языком, . (а спеши делом).
Вариант задания: выписать из словаря В. И. Даля пословицы — ССП с противительными союзами.
IV. Конструирование предложений. Синтаксические синонимы
Составьте из двух предложений одно сложносочиненное с общим второстепенным членом.
1. Когда это бывает? Ласточки летают низко. Рыба не клюет. (Перед ненастьем ласточки летают низко и рыба не клюет.)
2. Где это можно увидеть? Тигры послушны. Слоны легки. (На арене цирка тигры послушны и слоны легки.)
3. Когда это случается? Обязательно зуб заноет. Рука разболится. (Перед контрольной обязательно зуб запоет или рука разболится.)
V. Работа с учебником
1. Упражнение 14: п. 1 — устно (выполняем «по цепочке»), п. II — письменно; предварительно выразительно читаем текст упражнения — стихотворение И. А. Бунина.
2. Упражнение 19 (работа с текстом романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»). Вариант задания: выписать из статей учебника литературы (или другого учебника) сложносочиненные предложения с соединительными, разделительными, противительными союзами.
3. Записать в словарик слова в рамках: гуманный, человечный. Придумать сложносочиненные предложения с этими словами.
VI. Занимательная лингвистика
1. Дом невелик, да скучать не велит.
2. Хлеб да каша — пища наша.
3. Маленький, да удаленький.
(Лишнее предложение —2: да=и, в остальных случаях да=но.)
VII. Домашнее задание
Упражнение 16— письменно; упражнения 20, 21 — устно. Принести на урок газету, выбрать понравившуюся статью, заметку или очерк.
Уроки 11—12. Подготовка к сочинению
С использованием основных групп
Сложносочиненных предложений и анализ сочинений
Цель урока: развивать творческие способности учеников; закрепить знания о сложносочиненном предложении и навыки постановки знаков препинания в ССП.
I. Проверка домашнего задания
1. Упражнение 20: ученики зачитывают словосочетания со словами гуманист, гуманизм, гуманность.
Составить словосочетания со словами упражнения 20 (диктует учитель). В скобках указать типы словосочетаний.
3. Упражнение 16. Четыре ученика выписывают на доску выполненные дома виды лингвистического разбора. Остальные в это время комментируют предложения упражнения (учитель называет первого отвечающего, тот выбирает следующего и т. д.). Затем так же проверяем написанное на доске.
II. Работа с газетным текстом
Несколько учеников зачитывают выбранный материал. Если он объемный, кратко пересказывают текст, зачитывая цитаты из текста,
Определяем стилистическую принадлежность, жанр материала, его актуальность, наиболее яркие цитаты; возможно, отмечаем недостатки.
Предлагаем выбрать из газетных материалов несколько сложносочиненных предложений, самые интересные записать в тетрадях.
Выберем материал, рассказывающий о каком-либо человеке, обсудим, что сделало его героем очерка, статьи.
III. Подготовка к сочинению о привлекательном, интересном человеке (упражнение 18)
Сначала решим, в каком жанре будет написано сочинение. Это может быть газетный очерк, заметка, портрет, может быть лирическая зарисовка-воспоминание о человеке, который произвел на вас впечатление, удивил чем-то, даже в чем-то изменил вашу жизнь. Наверное, не надо искать интересных людей где-нибудь далеко, они есть в вашем окружении. Героем сочинения может стать ровесник, кто-нибудь из родных, знакомых, В каждой семье есть люди, рассказы о которых переходят из поколения в поколение.
Затем отберем материалы, факты, которые лягут в основу сочинения. Следующий этап — составление плана.
1. Почему вы выбрали героем сочинения этого человека?
2. Что и откуда вам известно о герое?
3. Самые яркие факты из жизни, поступки, стороны личности героя.
4. Что вас привлекает в этом человеке? Какое влияние он на вас оказал?
IV. Устный рассказ-сочинение
Несколько человек рассказывают о героях своего будущего сочинения. Вопросы, которые возникнут в ходе обсуждения, помогут дополнять сочинение, показать, на что обратить особое внимание.
Анализ сочинений проводим на следующем уроке.
V. Словарная работа
Записать в словарик слова в рамках: комментарий, комментатор, популярный, интенсивный, гостиная. Уточнить значения слов. Придумать сложносочиненные предложения с этими словами.
VI. Домашнее задание
К уроку 11: написать сочинение (упражнение .18). К уроку 12: устно § 5.
Материал к урокам подготовки к сочинению
Прочитайте ученикам рассказ Юрия Нагибина, где он вспоминает о своих первых литературных опытах, и обсудите его в классе. Это поможет в написании творческих работ: сочинений, изложений.
Первый мой литературный опыт носил сугубо «реалистический» характер: я описал лыжную прогулку, предпринятую в один из выходных дней нашим девятым классом.
А когда начал писать о нашем лыжном походе, обнаружил, что мне не о чем рассказывать. Ну, собрались у касс Ярославского вокзала, взяли билеты, сели в электричку, приехали через полчаса в Лосинку, пешком добрались до лыжной базы. Ну, купили талончики на обед. У кого не было своих лыж, взяли напрокат вместе с пьексами[1]. Агафонов еще раз сказал, что лыжи не смазаны, а пьексы — дерьмо. Поразмыслив, я счел его высказывание негодным для изящной словесности и вычеркнул. Потом мы дали круг, долго катались с гор, прыгали с небольшого самодельного трамплина, и все падали, кроме Агафонова. Он вообще оказался самым сильным лыжником в классе. Потом мы обедали, ели грибные щи, биточки с перловой кашей и комкастый кисель. Домой возвращались уже в темноте.
Я не помню дословно своего произведения — по объему, богатству наблюдения и художественной выразительности оно было равно изложенному здесь и занимало ровно половину тетрадочной страницы.
Я стал мучительно выискивать, о чем бы еще написать. Поражало несоответствие продолжительности поездки с бедностью воспоминаний. А чем было заполнено время от полудня до семи вечера? Ведь что-то происходило и на вокзале, и в вагоне электричек и по пути на лыжную базу, и в походе.
И тут во мне заговорил густой, сиплый голос: «Я этого зайчонка еще летом принес. Был он с детскую варежку. Ма-а-хонький, пушистый, теплый. Ребятенкам моим он так пришелся, не оторвешь. »
. А где был охотник еще несколько минут назад? Он возник из колодца памяти будто сам собой, на деле же я высидел его за столом, как-то странно напрягаясь в пустоту. Я продолжал напрягаться, и вскоре другие голоса поездных пассажиров затолкались в моем мозгу.
. Оказывается, я отлично помню их лица: скуластое и усатое охотника, с маленькими, глубоко упрятанными глазками; пятнисто-румяное, тонкое — разгневанного юноши-студента. Я увидел милиционера в тамбуре, курившего тонкую папиросу-гвоздик.
Я впервые заметил, что многие люди пребывают словно не в образе. Пожилая женщина с лицом как леченое яблоко ярко подмазала сухие, сморщенные губы и усадила редкие ресницы комочками туши; почтенный старичок. повязал шею легкомысленным дамским шарфиком; куривший в тамбуре милиционер изящно отставлял мизинец с черным ногтем, украшенным янтарным колечком. Казалось, эти люди в спешке схватили из общей кучи примет что попадется. За зрительным и звуковым рядом потянулись запахи и осязательные ощущения. Я впервые обнаружил, что в верхнем вестибюле метро пахнет нагретой резиной, как и от буксующих колес машины; восстановил всю гамму запахов вокзала, где пахло поплывшим натоптанным снегом и кухней; перрона, где замечательно и крепко пахло шпалами, паровозной гарью; в тамбуре вагона пахло простором — чистым, крепким снегом и хвоей, а внутри — дезинфекцией, овчиной, валенками.
Но главные открытия ждали меня впереди, когда я принялся извлекать из тьмы забвения и базу, и бег на лыжах. Мартовские ели стояли в круглых лунках-проталинах. Снег в изножии деревьев напоминал постный сахар.
. Так вот что такое — писать! Это значит узнавать окружающее. . Ведь всё, что происходит с людьми, интересно… Надо еще уметь передать свое удивление, свою очарованность открывшейся тайной.
. С глубоким удивлением обнаружил я, как от самой необходимости перенести на бумагу несложные впечатления дня, черты хорошо знакомых людей странно расширились и углубились все связанные с этим обычным зимним днем переживания и наблюдения. Кажется, я по-настоящему осознал тогда, что люблю природу мучительно, до слез, люблю деревья, снег, небо, замерзшую реку, черные прутья кустов. Впервые обнаружил я, что Васька Агафонов влюблен в Иру Трушину. Это угадалось само собой: просто я написал в точном соответствии с действительностью, как долго возился он с Ириными лыжами, сперва натирая их мазью, потом прилаживая к ним крепления, наконец, затягивая ремни на Ириных ботинках. Он не отходил от Иры ни на шаг стоило ей оступиться или упасть, он кидался к ней со всех ног, отряхивая ее одежду, осторожно снимая снежинки с ее волос, обволакивал своими движениями, будто заключал в незримую оболочку… А до этого мне и в голову не приходило, что этот здоровенный парень, помешанный на хоккее и футболе, как-то отличает Иру от других наших соучениц.
В сущности, уже в этой первой попытке определился мой столбовой литературный путь: не придумывать, идти впрямую от жизни; «копаться» в материале действительности, стремясь найти в ней как можно больше, И следующий мой рассказ был написан в том же роде: там я описывал двор нашего дома и одно трагическое происшествие, случившееся во дворе.
(Ю. Нагибин. «Почему я не стал футболистом».)
Источник