Меню

Кто пел голубой щенок

История «Голубого щенка»

Однажды Энтин во время поездки в Латвию попал в какой-то из рижских театров, где посмотрел спектакль, поставленный по мотивам сказки венгерского писателя Дюлы Урбана. Это была детская пьеса о щенке, ставшем изгоем для окружающих. Энтин загорелся идеей создать на основе увиденной сказки собственную историю. Он написал сценарий и отнес его на студию «Экран», где в 1971 появился кукольный мультфильм «Мой голубой щенок». Сегодня мало кто вспомнит эту ленту, да и вообще мало кто знает о ее существовании.

Это был даже не мультфильм в классическом понимании, а кукольный спектакль: в кадре стояла ширма, и персонажи-куклы появлялись из-за нее, а управляли ими кукловоды. Интересно, что в этом спектакле звучали многие песни, ставшие впоследствии популярными благодаря мультфильму, но исполнялись они на другие мелодии, ведь композитором был Б. Троцюк. Как вы уже поняли, успеха этот фильм не имел.

После выхода и определенного провала «Моего голубого щенка», Энтин решил на основе того же сюжета создать рисованный мультфильм-мюзикл. Назывался он теперь просто – «Голубой щенок». Он договорился о сотрудничестве с «модным» композитором Давидом Тухмановым и тот сразу же принялся за работу. Однако худсовет студии «Экран» потребовал найти другого композитора, отказавшись принимать музыку Тухманова. В результате Давид Тухманов использовал мелодии, созданные для «Голубого щенка», в других песнях. В частности, известная мелодия «Как прекрасен этот мир…» изначально должна была быть песней щенка: «Если всеми ты любим, быть неплохо голубым…».

«Иногда песни запрещали по политическим мотивам, иногда вообще непонятно почему. Например, сказку «Голубой щенок» заставили переделывать, а строчку «Люди, собачки и киски – все покупайте сосиски!» категорически потребовали убрать, так как усмотрели в этом намек на развал сельского хозяйства в стране. Переубедить, что это, наоборот, расцвет, когда даже животные позволяют себе сосиски, было невозможно!», – вспоминал Энтин.

Поэт стал раздумывать, кому из композиторов предложить совместную работу, и вспомнил про своего друга Геннадия Гладкова. Это и стало залогом успеха: Гладков создал незабываемую музыку к мультфильму, превратив его в яркий мюзикл. Изначально планировалось, что все роли в мультфильме озвучит популярнейший пародист Виктор Чистяков, который умел создавать образы в разной манере абсолютно разными голосами. Энтин дружил с актером и очень хотел «привести» его в мультипликацию. Но судьба распорядилась иначе: в 1972 году Чистяков погиб в авиакатастрофе, ему было всего 28 лет…

Создателям снова пришлось думать, кто из актеров подойдет для озвучивания фильма. Так появились Алиса Фрейндлих (Щенок), Андрей Миронов (Кот), Михаил Боярский (Пират) и Александр Градский (Рыба-пила, Моряк).

Режиссер Ефим Гамбург придумал для мультфильма интересную и необычную технику: персонажи были нарисованы кляксами и разноцветными пятнами туши. Эти пятна могли «перетекать» одно в другое, меняться, исчезать и неожиданно появляться (растекаться), что создавало небытовую, сказочную картину и помогало персонажам быть подвижными. Гамбург вообще любил экспериментировать с техниками и жанрами в своих мультфильмах: он использовал детские рисунки («Край, в котором ты живешь»), рисовал цветными линиями на черном фоне («Фантик»), карикатуры («Эксперимент») и т. д.

В отношении «Голубого щенка» стиль и техника были выбраны безошибочно: мультфильм так же был ни на что не похож и казался особенным, как и его главный герой. А чтобы персонажи еще и двигались по-особенному, пришлось даже обращаться к специалисту по пластике. Консультантом в этом вопросе стал Андрей Дрознин, который протанцовывал наяву движения Кота или, скажем Рыбы-пилы, а в это время художники спешно фиксировали танец на бумаге. Студенты театральных вузов, учившиеся у Дрознина, уверяют, что в образе Кота (особенно в танце!) невозможно не узнать их любимого преподавателя.

О чем же, собственно рассказывается в сказке? Подобно тому, как ягненок у Крылова виноват уж тем, что волку хочется кушать, главный герой мультфильма виноват лишь тем, что родился не таким, как все: его шерсть имеет красивый ярко-голубой отлив.

С Голубым щенком не хотят дружить и играть соседские псы. А страшный Пират видит в щенке объект обогащения и похищает его. О похищении узнает Добрый моряк и отправляется на помощь щенку, но злая Рыба-пила разрушает его корабль. Пират и его помощник Кот берут Моряка в плен. Но когда бандиты засыпают, Щенок крадет ключ и спасает Моряка. Друзья побеждают злодеев и становятся героями, которых радостно встречают все жители.

Читайте также:  Когда меняются моляров у щенков

Казалось бы, обычная наивная сказка. Но в конце 1990-х в ее отношении возникло множество скандалов и даже известны судебные иски. А все потому, что слово «голубой» получило иное значение, в результате чего многие чиновники стали запрещать постановки сказки и видеть в ней то, чего на самом деле не было.

Но сказка продолжает жить, и любовь маленьких зрителей к ней с годами только возрастает. Доказательством может служить недавняя премьера в Московском театре Табакова, где именно «Голубой щенок» стал первым детским спектаклем репертуаре. Интересен и такой факт: режиссером выступил Никита Владимиров – внук Алисы Фрейндлих, первой «исполнительницы» роли Голубого щенка. К слову, сама Алиса Бруновна присутствовала на премьере в качестве почетного зрителя. Вот такая вот преемственность поколений. Ну а о том, что сказка и сегодня любима детьми, можно судить по реакции зала – малыши хохочут не переставая и активно включаются в игру, которую им предлагают актеры.

Источник

LiveInternetLiveInternet

Фотоальбом

Рубрики

  • публицистика (2488)
  • идеология (1469)
  • политические деятели (1861)
  • предательство и предатели (1673)
  • «заклятые друзья» (511)
  • лабиринты истории (493)
  • актеры и актрисы голливуда (391)
  • героизм (204)
  • культура (194)
  • революция в россии (124)
  • революционные деятели (33)
  • гражданская война (24)
  • анархизм (9)
  • загадки истории (88)
  • донбасс (82)
  • телевидение (31)
  • сказки (11)
  • в гостях у муслима магомаева (4)
  • великая отечественная (856)
  • герои (175)
  • партизаны и партизанская война (5)
  • великие композиторы (174)
  • великие певцы (78)
  • великие писатели и поэты россии (612)
  • великие художники (518)
  • города и страны (1415)
  • декабристы (46)
  • дети (347)
  • доброта (73)
  • драматурги (19)
  • древняя русь (158)
  • жзл (183)
  • живопись (1360)
  • портреты (236)
  • акварели (114)
  • картины и иллюстрации (96)
  • история картин (91)
  • живопись и поэзия (91)
  • иллюстрации (84)
  • история создания картин (171)
  • картины великих художников (399)
  • животные (567)
  • забытые имена (562)
  • зарубежные актеры кино (191)
  • зарубежные актрисы кино (281)
  • зарубежные писатели и поэты (304)
  • звезды из прошлого (1601)
  • звезды сцены (998)
  • знаменитости (2563)
  • известные личности (2252)
  • интервью (269)
  • интересно (357)
  • интересные истории (1615)
  • интересные факты (10498)
  • искусство (264)
  • истории (1710)
  • истории любви (1018)
  • истории создания фильма (43)
  • история монархов (638)
  • история песни (46)
  • история Европы (515)
  • история Крыма (80)
  • история России (2857)
  • либералы и оппозия (570)
  • «творческая интеллигенция» (296)
  • экономика (182)
  • история СССР (1476)
  • катастрофы (132)
  • киноактеры и киноактрисы (585)
  • кинозал (156)
  • композиторы (191)
  • котики и кошечки с котятами (962)
  • котоматрицы (337)
  • кошки в живописи (65)
  • кошки и фото (72)
  • кошки и юмор (291)
  • кумиры (859)
  • звезды голливуда (182)
  • любовь (205)
  • ЛЮДИ И СУДЬБЫ (5816)
  • мир балета (178)
  • история создания балета (6)
  • мир кино (3401)
  • интервью с актерами (65)
  • прототипы героев фильмов (64)
  • история создания фильма (569)
  • музыка из кинофильмов (134)
  • мультфильмы (101)
  • размышления о фильме (262)
  • рецензия на фильм (27)
  • экранизации (84)
  • мир театра (527)
  • мир цирка (33)
  • мифология (127)
  • мои рамочки (19)
  • мудрость (275)
  • музыка (1582)
  • авторы (373)
  • исполнители (343)
  • барды (50)
  • история создания опер (23)
  • джазовая музыка (49)
  • дирижеры (7)
  • история песни (283)
  • история создания (129)
  • классическая музыка (200)
  • поп-музыка (104)
  • ретро-музыка (580)
  • романсы (412)
  • танцевальная музыка (178)
  • образование (121)
  • отечественные актеры кино (868)
  • отечественные актрисы кино (614)
  • певицы (227)
  • певцы (275)
  • певцы и певицы бельканто (37)
  • политика (2607)
  • поэзия (382)
  • праздники (180)
  • притчи. (9)
  • психология (1863)
  • Пушкиниана (251)
  • режиссеры (307)
  • религия (151)
  • русские писатели (141)
  • русские поэты (155)
  • русский язык (98)
  • грамматика (30)
  • садальский (146)
  • сатира (112)
  • сатирики (109)
  • собаки (132)
  • советские писатели (153)
  • советские поэты (144)
  • спорт (56)
  • СССР (65)
  • схемки (84)
  • танцовщицы (92)
  • танцоры (52)
  • танцы. танцевальные номера (54)
  • театр. театральные актеры и актрисы (461)
  • Украина (426)
  • фигурное катание (1)
  • фото (480)
  • художественная литература (454)
  • прототипы героев книг (43)
  • русские писатели (29)
  • русские поэты (38)
  • художники (563)
  • цветы (30)
  • цитаты (392)
  • афоризмы (83)
  • крылатые фразы (102)
  • чтобы помнили (1436)
  • актеры (99)
  • актрисы (69)
  • театральные актеры (47)
  • юбилеи и дни рождения (552)
  • юмор (648)
  • юмор в живописи (9)
  • юмористы (51)

Цитатник

Акварель, лишь способна, прозрачность нести. Grand Duchess Olga Alexandrovna .

Читайте также:  Щенки биро йоркширского терьера

Схемы «Усатые-хвостатые на фоне осени» .

«В глубине души такая печаль . » Письма Н.Н. Пушкиной-Ланской П.П. Ланскому Портрет Н.

Коты и собаки в работах фотомастеров от классиков до современников https://i.yapx.ru/N2Y.

Информация к размышлению. Наш Президент держит на плечах землю. Назло злобным тварям. .

Видео

Метки

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Интересы

Друзья

Постоянные читатели

Сообщества

Статистика

КАК ЮРИЙ ЭНТИН НАПИСАЛ МУЗЫКУ К МУЛЬТФИЛЬМАМ «ГОЛУБОЙ ЩЕНОК» И ДР., А ТАКЖЕ ХИТ «УЧКУДУК»

«А я не хочу, не хочу по расчёту! А я по любви, по любви хочу!» Кадр из м-ф «Летучий корабль» (1979).

Практически все 1970-80-е годы Юрий Энтин не переставал радовать публику своими песнями – при этом взрослые реагировали на них не менее бурно, чем дети.

Мультфильм, который сегодня вызывает у многих скабрезную усмешку, в 1976 году вообще никого не смешил. Тогда голубой цвет ассоциировался с романтикой, мечтами, ясным небом, а вовсе не с нетрадиционными способами любви. Это сегодня о гомосексуальном контексте этого слова знают даже дети, а тогда об этом не подозревало большинство взрослых. И как теперь слушать следующие слова песни:

Ю. Энтин: «Поверьте, я в жизни бы этого не сделал, если бы мог предположить, с чем это будет ассоциироваться. Это в прямом смысле удар ниже пояса». Идея снять мультик про щенка-изгоя пришёл Энтину в голову, когда он увидел в Риге спектакль, поставленный по сказке венгерского писателя Дюлы Урбана. Правда, в оригинале щенок был не голубой, а чёрный – с явным намёком на дискриминацию чернокожего населения в США. Энтин же решил сделать метафору более универсальной и изрядно изменил сюжет, придумав «историю про интеллигента, который не такой, как все».

Написан сценарий был давно, однако его воплощению, казалось, мешала сама судьба. Изначально Энтин планировал, что музыку к м/ф напишет Давид Тухманов, что тот и сделал. Но худсовет объединения «Экран» зарубил его саундтрек на корню. Интересно, что мелодия одной из забракованных песен («Если всеми ты любим, быть неплохо голубым...») не пропадёт, превратившись в уже «взрослый» хит «Как прекрасен этот мир».

В результате поэту пришлось призвать на замену Тухманову своего давнего друга – Геннадия Гладкова. Похожая история произошла и с озвучиванием мультфильма. Сначала Энтин хотел, чтобы все партии исполнил другой его хороший знакомый – пародист Виктор Чистяков.

Этим планам не суждено было сбыться – в 1972 году Чистяков гибнет в автокатастрофе. Так вместо одного в «Голубом щенке» появился целый «букет» голосов блестящих артистов: Андрея Миронова, Михаила Боярского, Алисы Фрейндлих и Александра Градского. При этом последний умудрился спеть совершенно разные партии – мужественную арию доброго Моряка и яростный рок-н-ролльный фальцет злобной Рыбы-Пилы.

Надо отметить, что мультфильм стал событием не только благодаря песням. Режиссёр Ефим Гамбург применил здесь весьма оригинальную технику анимации – с помощью пятен туши, которая придала движению героев особую текучесть. Кстати, танец Чёрного Кота режиссёр напрямую срисовал со специалиста по сценической пластике – Андрея Дрознина. Андрей Миронов шутил, что он и в молодые-то годы не мог двигаться так, как его персонаж.

Успешный тандем получился у Энтина с ещё одним замечательным композитором – Максимом Дунаевским. Вместе они создали ещё один знаменитый саундтрек к музыкальному мультфильму Гарри Бардина, снятому на основе русской народной сказки про Летучий корабль.

Практически все песни были замечательны. Но сам Энтин питал особую слабость к партии Водяного, нередко называя этого персонажа самым любимым наряду с Антошкой. И было за что. Дело в том, что образ Водяного Энтину пришлось создавать практически «с нуля». Ю. Энтин: «Помню, я даже спросил у режиссера: «А кто такой Водяной? Про него в сценарии ничего не написано, кроме того, что он Ивану показывает дорогу…» А тот мне отвечает: «Ты у нас поэт, вот и придумывай!» Чтобы действительно почувствовать себя Водяным, залез в ванну, а рядом положил ручку и бумагу. Минут через 10 текст был готов».

Трудности на этом не закончились, только теперь пришлось помучаться Дунаевскому – Энтин заставлял композитора переделывать арию Водяного не менее 5 раз.

Читайте также:  Отдам щенка в миассе

Следующие мучения касались партии Бабы-Яги. Да-да, поначалу в мультфильме планировалось участие лишь одной представительницы сказочной нечисти. И Энтин уже написал для неё арию: Меня вы знаете так слабо,

когда режиссёр внезапно передумал, решив, что прикольнее будет выглядеть целый сводный хор Бабок-Ёжек. Арию пришлось убрать в стол, а вместо неё написать частушки – не менее замечательные. Озвучивал Бабок целый Московский камерный хор.

За Ивана пел Михаил Боярский, за Водяного – Анатолий Папанов, за Полкана – Рогволд Суховерко, за Царя – сам режиссёр Гарри Бардин, а за Забаву – Татьяна Шабельская, которая в том же 1979 году отметилась и в м/ф «Золушка» (помните дуэт «Где мы жили, как мы жили. »?).

Песни из мультфильма уже распевала вся страна, как снова проявились странности советской цензуры. Когда в 1985 году Энтин решил выпустить сборник стихов в издательстве «Советский композитор», ему неожиданно заявили, что песня Водяного – подозрительная. Мол, в ней можно услышать жалобы диссидента, недовольного существующим строем. Ю. Энтин: «Книга должна была называться «Я – Водяной», а редактор мне и говорит: «Давайте назовем ее «Крылатые качели». Выходит сборник, написано «Крылатые качели» и нарисован. Водяной. Вот такая получилась книжка…». Спустя время Энтин решил воздать должное своему любимцу и установил статую Водяного у себя на даче.

Но не только детские песенки писал Юрий Энтин. Отметился он и на советской эстраде. Как-то раз друг поэта – музыкант, певец и композитор Фарух Закиров – предложил Энтину поработать с молодым узбекским ВИА ЯЛЛА.

Сам Энтин впоследствии говорил, что буквально перед этим хвастливо поспорил с Геннадием Хазановым на бутылку коньяка, что за три месяца раскрутит любой советский ансамбль. Как бы то ни было, в конце 1979-го поэт прилетел в Среднюю Азию, чтобы сопровождать ЯЛЛА в гастролях по Узбекистану.

Гастрольная жизнь и завела ансамбль в Учкудук. Этот затерянный посреди пустыни Кызылкум городок ничем особенным глаз не радовал. А после того как в 1952 году здесь нашли большие запасы урановой руды, Учкудук и вовсе стал «закрытым». Его не указывали на картах, а на урановых рудниках трудилось немало «зэков». В общем, ничего романтичного.

Но не для Энтина. Во время прогулок по городу он услышал историю о том, что по легенде когда-то на этом месте было три колодца. Поэтому город и назвали «Три колодца» – по-узбекски «Уч Кудук». Это тут же вдохновило поэта на текст:

Горячее солнце, горячий песок,

Горячие губы – воды бы глоток.

В горячей пустыне не видно следа.

Скажи, караванщик, когда же вода?

С караванами Энтин, конечно, загнул. Не проходили через Учкудук никакие караваны. Но ведь без фантазии и жизнь скучна. Радостный поэт явился к музыкантам. Ф. Закиров: «Он сказал: «Ребята! Я написал гениальные стихи!» А мы после дороги, жара… Я так устал, мне не хотелось вставать. А он не унимается: «Давай, чего-нибудь придумаем!» Я беру гитару и просто по приколу, немножко подшучивая, чуть ли не приблатнённо напеваю: «Учкуд-у-у-у-у-ук – три колодца». А он мне: «Вот, вот так! И ни одной ноты не меняй!» Я ему: «Да неужели?» Так за 40 минут я написал мелодию к песне». Новую песню сыграли тем же вечером в том же Учкудуке – в конце концертной программы (даже пели ещё с листа).

Ф. Закиров: «Вы не представляете, что творилось в зале! После концерта пошли в гримёрку. Стучат в дверь. Ну, думаем, опять девушки с цветами. Открываем. Стоит группа суровых, грубых мужиков. – Ребята, вы не представляете, что для нас сделали! – и слезы на глазах».

Руководители Узбекистана к песне про «засекреченный» город отнеслись настороженно. Однако пока местная власть подумывала её запретить, песня уже прозвучала по центральным радио и ТВ Советского Союза. Об Учкудуке и ЯЛЛА узнала вся страна, ансамбль стал лауреатом конкурса «Песня года» и в 1982 году выпустил свой первый винил-гигант, названный. конечно же, «Три колодца». А урановая руда в Учкудуке к тому времени уже закончилась. Хотя Энтин до сих пор считает, что именно его песня помогла снять с города гриф «секретно».

Процитировано 1 раз
Понравилось: 3 пользователям

Источник

Adblock
detector