Меню

Щенок цыган дружил с котенком

Корень слова
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

Материал собран за закрепление материала в игровой форме.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 1-м классе по теме «Повторяем корень слова»

Блинова Светлана Николаевна, учитель начальных классов.

Цель: повторение знаний о корне слова.

а) образовательные: научить учащихся подбирать однокоренные слова, правильно выделять корень слова;

б) развивающие: развивать орфографическую зоркость, мыслительные операции: синтез, анализ, обобщение;

Необходимое оборудование: рабочие тетради, учебник, ручки, карандаши, пять листов формата А3, карточки “схема – корень” по количеству учащихся.

Основные понятия: корень, однокоренные слова.

Начали! Кончик большого пальца последовательно прикасается к остальным (упражнение выполняется сначала правой, а затем левой рукой). Выполнение этого упражнения сочетается с чтением наизусть потешки:

Пальчик-мальчик, где ты был?

С этим братцем в лес ходил.

-За время нашей разминки пальцев рук к нам прибежали за помощью герои сказки «Гуси-лебеди». Это Машенька и ее братец Иванушка .Сестрица с братцем добежали до молочной реки .Видят: летят гуси-лебеди. Попросили у речки:

-Речка: Если справитесь с моим заданием, то я вас укрою.

-Поможем Машеньке с братцем, выполним задание в тетрадях.

У. Ребята, откройте, пожалуйста, тетради с.22 [3], на верхней строке запишите сегодняшнее число, на следующей строке запишем вид работы: классная работа. Какие “опасные” места вам встретятся при записи этого предложения.

Д. В слове “классная” удвоенная согласная сс, в слове “работа” непроверяемая безударная гласная а.

У. Запишите это предложение, подчеркните “опасные” места.

У. Ребята, какие животные вас встречают на странице тетради?

Д. Собака или щенок, котёнок.

У. Как вы напишите клички животных?

Д. Клички животных пишутся с большой буквы..

2. Письмо элементов и заглавных букв Ц и Щ.

У. Какие буквы мы будем писать сегодня на уроке?

Три зубца всего? Ну что же!

Что вы можете рассказать о звуках данных букв? (Ответы детей.)

У. Ребята, рассмотрите, пожалуйста, заглавные буквы Ц и Щ. Как вы думаете, что общего в написании этих букв?

Д. Общие элементы: прямая наклонная палочка с закруглением вверху и внизу; прямая наклонная палочка с закруглением внизу.

У. Чем эти буквы отличаются в написании от букв И иШ?

(Учитель показывает образец написания элементов букв и буквы, после чего дети самостоятельно пишут по 2 элемента и по 3 буквы, сравнивая их с образцом.)

3. Чтение и запись предложения.

У. Прочитайте предложение, записанное в тетради.

Д. Щенок Цыган дружил с котёнком.

У. Как вы думаете, всегда ли дружат собаки и кошки? Докажите свою точку зрения.

Д. Я думаю, что нет, потому что существует поговорка “Жить как кошка с собакой”.

У. Как вы понимаете смысл этой поговорки?

Д. Жить плохо, постоянно ругаться, обижать друг друга.

У. Ребята, назовите те слова, в которых при написании можно допустить ошибки. Объясните написание этих слов.

Д. Слово “щенок” написано с заглавной буквы, т.к. начало предложения пишется с заглавной буквы; слово “Цыган” написано с заглавной буквы, т.к. это кличка животного; в слове “дружил” сочетание ЖИ пишем только с гласной И; в слове “котёнок” проверяемая безударная гласная О, проверить кот.

Сочетания жи-ши только…(с буквой и пиши)

Сочетания чу-щу только…(с буквой у пишу)

Чаща, дача и печать нужно …(с буквой а писать).

У. Запишите предложение, диктуя себе по слогам. Проверьте написанное и подчеркните в словах “опасные” места.

-Мы справились с заданием и речка укрыла их кисельным бережком. Гуси –лебеди не увидали, пролетели мимо. Девочка с братцем дальше побежала ,но вот воротились гуси-лебеди. Что делать, кого просить о помощи…

Яблоня: Если вы справитесь с заданием, то я помогу спрятаться.

(На доске записаны слова: муравей, комар, стрекоза.)

У. Ребята, прочитайте слова, записанные на доске. Как эту группу слов можно назвать одним словом?

У. Запишите эти слова в алфавитном порядке, поставьте ударение и подчеркните непроверяемую безударную гласную. Проверим, правильно ли вы выполнили задание. (Дети читают слова и называют непроверяемую безударную гласную.)

У. В каждом из этих слов, спряталось какое-то слово. Найдите его, подчеркнув буквы нового слова. (Учитель подчёркивает найденные слова на доске.)

У. Ребята, а кто из вас знает кто такой омар?

Д. Это самый большой морской рак.

У. Ребята, как вы думаете, почему стрекоза получила такое название?

Д. Потому что она стрекочет.

У. Что вы можете интересного вы заметили в словах стрекоза и стрекочет?

Д. Это родственные или однокоренные слова, у них общая часть корень.

IV. Определение темы и цели урока.

Читайте также:  Чем мыть полы если дома маленький щенок

У. Как вы думаете, что станет темой нашего урока?

У. Верно. Тема нашего урока: “Повторяем корень слова”.

Яблоня заслонила ветвями, прикрыла кустами.

-Мы выполнили задание и выручили детей.

У. Ребята, а сейчас я предлагаю вам послушать как наша яблоня ,а точнее корень дерева встретился с корнем слова.

— Добрый день, — говорит корень яблони — я корень, а ты кто?

— Я тоже корень, — отвечает другой.

— Этого не может быть! — возразил корень яблони.

— Очень даже может быть, — ответил второй.

— Я в земле живу, — сказал корень яблони. – А ты где?

— А я живу в словах, — ответил второй.

— Скажешь тоже, в словах! Как корень может жить в словах? – усмехнулся корень яблони – Ты на меня посмотри. Вот я корень так корень! Как свои корни пущу, закреплюсь в земле покрепче, пойдут от меня росточки, а из росточков вырастут целые ветви душистой яблони .А от тебя какая польза? Что может от тебя вырасти?

-Перед, нами возник вопрос ? Сегодня на уроке мы должны ответить на вопрос : что же вырастает из этих корней?

— Ребята, помогите мне доказать, что от корня могут “вырастать” новые слова, — попросил второй корень. — Выполните упражнение 42, с.38 учебника.

У. Прочитайте слова. Что обозначает каждое слово?

Д. Роса — капли воды на растениях, которые появляются при наступлении вечерней или утренней прохлады. Росинка — капелька росы. Росистый — покрытый росой.

Д. У этих слов есть общая часть рос, значение всех слов связано с росой.

У. Как мы называем такие слова?

Д. Слова, имеют общую часть – корень и близки по значению.

У. Спишите слова. Выделите корень. Запишите слова: Холм, холмик, холмистая. Однокоренные ли это слова? Почему?

Д. Да. Значение всех слов как-то связано с холмом. У этих слов общий корень — холм.

У. От какого слова образовались слова холмик, холмистая?

У. Какой вывод вы можете сделать?

Д. Слова, “выросшие” из одного корня — однокоренные.

3. Слушание сказки (продолжение).

— Спасибо, дорогие ребята,- поблагодарил второй корень своих помощников.

— Ну что, доказал я тебе, что от корня могут “вырастать” новые слова? – спросил второй корень у корня яблони?

— Да, доказал! Много слов “вырастает” от одного корня, — сказал корень яблони.

— Что же это получается, мы оба необходимы: я для того, чтобы от меня росли растения, а ты для того, чтобы образовывались новые слова.

— Ура! Наконец – то ты всё понял! – закричал второй корень.

— Мне кажется, что мы должны с тобой подружиться, — сказал корень яблони.

С этих пор стали они друзьями

У. Ребята, о каком корне мы сегодня ведём наш разговор?

Д. Корень – это общая часть однокоренных слов.

-А яблоня заслонила ветвями, прикрыла листами и выручила сестрицу Аленушку и братца Иванушку .

У. А сейчас мы с вами немного отдохнём. Я вам буду читать пары слов, в одних парах – однокоренные слова, в других – нет. Если я прочитаю пару однокоренных слов, вы хлопаете в ладоши. Если я назову пару слов, которые не являются однокоренными, вы стоите. Постарайтесь сосчитать, сколько пар однокоренных слов было названо.

Лес – лесник, стена – гвоздь, река – плот, кот – котик, сад – садовый, поле – полюшко, дом – домашний, дом – дым, гриб – грибной, обед – стол.

Каждый день по утрам делаем зарядку (ходьба на месте)

Очень нрававиться нам делать по порядку:

Весело шагать (ходьба),руки поднимать(руки вверх),

Приседать и вставать, прыгать и скакать.

Сначала буду маленьким, к коленочкам прижмусь.

Потом я вырасту большим, до лампы дотянусь.

VII. Закрепление пройденного материала.

Списать слова в два столбика.

-Являются ли слова однокоренными?

У. Какой вывод вы можете сделать?

-Ребята, а наши сказочные герои девочка с братцем дальше побежали. Добежали до печки видят опять гуси-лебеди летят…

Печка дала им самое трудное задание. Не обойтись Машеньке с братом без нашей помощи.

У. А сейчас вы будете работать в группах. (Учитель разбивает класс на 5 групп). На листочке для каждой группы записан корень -гриб-, — лес-, -нос-, -сад-, — час -, ваша задача “вырастить” из этого корня новые слова, т.е. образовать однокоренные слова, записать их на листочек и выделить корень. Затем один человек от группы презентует свою работу у доски. Время на выполнение работы 5 минут.

Читайте также:  Имена для щенков пекинес для мальчиков

(Ответ от группы дети представляют на листе формата А3.При ответе они прикрепляют листы к доске.)

1 группа: гриб, грибник, грибной, грибок, грибница.

2 группа: лес, лесной, лесник, лесок, лесничий.

3 группа: нос, носик, носище, носовой.

4 группа: сад, садик, садовник, садовый.

5 группа: час, часы, часовой, часовщик.

У. Как можно назвать каждую группу слов?

У. Докажите свою точку зрения.

Д. Однокоренными называются слова, имеющие общее значение и общую часть слова – корень.

-Мы помогли героям сказки. Печь спрятала детей. Гуси лебеди полетали-полетали, покричали-покричали и ни с чем улетели к Бабе Яге. Сестрица с братцем счастливые прибежали домой, где их ждали отец с матерью и подарки.

У. Итак, подведём итог нашего урока. Что такое корень?

Д. Корень – это общая часть однокоренных слов.

У. . Почему оба корня – растения и слова – важны и нужны?

Д. От этих корней что-то растёт. Например, от корня растения растут разнообразные растения, которые радуют нас, от корня слова “растут” или по-другому сказать образовываются новые слова.

У.Сегодня на уроке вы помогли героям сказки были активными, молодцы! Оцените свою работу на уроке. У вас на партах лежат листочки. Возьмите их, что вы видите?

У. Ваша задача раскрасить этот знак нужным цветом:

красный – урок понравился, мне всё понятно;

жёлтый – урок понравился, но я не всё понял;

зелёный – урок понравился, но я не понял тему урока;

синий – урок не понравился и я не понял тему урока.

Закончен урок, и выполнен план,

Спасибо, ребята, огромное вам

За то, что упорно и дружно трудились,

Что на уроке вы так пригодились!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Конспект урока русского языка Тема: « Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова».

Тема: « Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова». (2 класс) Проблема: 1. Какие слова называются родственными?2. Что такое корень слова?3. Какие слова называются однокоренными?Но.

Конспект по русскому языку для 2 класса. Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова.

Цель урока: формировать умение видеть и образовывать родственные слова, развивать речь, пополнять словарный запас учащихся.

Конспект по русскому языку для 2 класса. Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова.

Цель урока: формировать умение видеть и образовывать родственные слова, развивать речь, пополнять словарный запас учащихся.

Урок русского языка в 3 классе «Корень слова. Однокоренные слова. 1урок в разделе « Состав слова».

Тема урока: Корень слова. Однокоренные слова. 1урок в разделе « Состав слова». Цель: формировать общее представление об однокоренных с.

Тема: « Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова».

Предложен материал по данной теме.

План оценивания урока русского языка во 2 классе по УМК «Планета знаний» по теме «Слово и его значимые части» Тема урока: «Корень слова. Однокоренные слова»

Помогает отследить результаты проделанной работы, систематезировать и конкретизировать степень усвоения учащимися учебного материала.

Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова». (2 класс)

Русский язык Тема: « Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова».(2 класс).

Источник

План — конспект урока русского языка в 1 классе
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) по теме

План — конспект урока русского языка в 1 классе по УМК «Школа 2100». Тема: «Повторяем корень слова»

Скачать:

Предварительный просмотр:

Тема: Повторяем корень слова.

– развитие умения находить корень слова, подбирать и группировать однокоренные слова;

– развитие умения составлять устный рассказ по картинке.

(технология оценивания учебных успехов)

Ι. Актуализация знаний. Повторение.

II. Формулирование проблемы, планирование деятельности.

– Откройте рабочую тетрадь на с. 22.

– Поставьте точку на верхней строке. Запишем дату.

Комментированная запись числа.

– Какую запись должны сделать дальше?

– Обведите слова «Классная работа».

1. – Каких животных вы видите на рисунке?

– Как вы напишете названия животных?

– Всегда ли дружно живут собаки и кошки? (Нет. Существует даже поговорка: жить как кошка с собакой .)

– Рассмотрите портрет котёнка. Чего не хватает у него на мордочке? (Усов.)

2. Письмо элементов и заглавных букв Ц и Щ .

– Что общего в написании заглавных букв Щ и Ц ? Чем эти буквы отличаются в написании от букв Ш и И ? (Петлёй.)

Ученики пишут элементы букв. Затем пишут по три буквы Ц и Щ, сравнивают с образцом.

3. Чтение и запись предложения.

– Подчеркните в словах места, в которых можно допустить ошибки. Объясните написание этих слов.

– Запишите предложение, диктуя слова себе по слогам.

– Проверьте написанное. Подчеркните трудные места в словах.

Читайте также:  Щенки бигля владимирская область

– Какую кличку котёнку вы бы дали?

– Прочитайте полученное предложение.

– Выполните схему составленного предложения.

Щенок Цыган дружил с котёнком Маркизом.)

_________ __ _________ _______ .

– Как назывался этот этап урока?

– Прочитайте слова: муравей, комар, стрекоза.

– Как можно назвать эту тематическую группу слов?

– Поставьте ударение в каждом слове. Назовите безударную гласную.

– Прочитайте эти слова, запомните их название.

– Запишите слова в алфавитном порядке.

– В каждом слове спряталось какое-то слово. Найдите его, подчеркнув буквы нового слова. ( Муравей, комар, стрекоза .)

– Как вы думаете, кто из этих насекомых получил название из-за звука, который он издаёт? ( Стрекоза – стрекотать .)

– Запишите предложение под диктовку.

В Эстонии есть муравьиный заповедник .

– Каким правилам подчиняется написание слов в предложении?

Формулирование темы и цели урока . 3

1. Учитель рассказывает сказку.

Встретились однажды корень куста и корень слова.

– Здравствуй, – говорит один, – я корень, а ты кто?

– Я тоже корень, – отвечает другой.

– Я в земле живу, – сказал первый. – А ты где живёшь?

– А я живу в словах, – ответил второй.

– Ну, какой же корень может жить в словах! – усмехнулся первый. – Вот я корень так корень! Посмотри: от меня в земле берут начало ростки, вырастает целый куст смородины или орешника, а то и целое дерево. А от тебя что растёт?

– Ребята, а вы знаете, что «вырастает» из корня слова? (Новые слова.)

– Какова будет тема урока? (Повторяем корень слова.)

– Как вы думаете, что мы должны будем повторить на уроке?

– На какие вопросы должны будем ответить?

2) Что такое однокоренные слова?

3) Как найти корень в слове?

– Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.)

– Какой кружок обозначает эти действия?

1) развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;

2) представлять информацию в виде схемы;

3 ) выявлять сущность, особенности объектов;

4) на основе анализа объектов делать выводы;

5) обобщать и классифицировать по признакам;

6) ориентироваться на развороте учебника;

7) находить ответы на вопросы в иллюстрации.

1) развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

2) оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

3 ) прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

4) осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

1) развиваем умение слушать и понимать других;

2) строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3 ) оформлять свои мысли в устной форме;

1) развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;

2) оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией;

3) формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

ΙΙI. Развитие умений – применение знания.

– Прочитайте слова. Что обозначает каждое слово? (Роса – капли воды на растениях, которые появляются при наступлении вечерней или утренней прохлады. Росинка – капелька росы. Росистый – покрытый росой.)

– Что общего у этих слов? (У этих слов есть общая часть рос , значение всех слов связано с росой.)

– Как мы называем такие слова? (Однокоренные.)

– Спишите слова. Выделите корень: роса, росинка, росистый .

– Запишите слова: холм, холмик, холмистая.

– Однокоренные ли это слова?

– Почему? (Да. Значение всех слов как-то связано с холмом. У этих слов общий корень – холм.)

– От какого слова образовались слова холмик, холмистая ? (От слова холм .)

– Составьте предложения с этими словами.

– Что можете сказать об этих словах? (Слова, «выросшие» из одного корня, – однокоренные.)

Выполняется по заданию. Лучше запись оформить на доске .

Ученики объясняют, почему эти слова являются однокоренными.

ΙΙΙ. Беседа по рисунку с. 38. 1 2

– Что случилось с мартышкой?

– Как друзья спешат помочь ей?

– Составьте небольшой рассказ, используя слова из упр. 42.

Мартышка заболела. У неё ангина. Друзья не забыли обезьянку. Эля и Тиша приготовили липовый чай. Дракончик принёс градусник. Мартышке стало легче.

Вывод: корень в однокоренных словах пишется одинаково.

Встречаются слова, которые произносятся одинаково, а пишутся

по-разному, имеют разное значение.

– Как вы будете действовать, чтобы не ошибиться в правописании? (Надо подобрать такие однокоренные слова, чтобы согласный звук слышался чётко.)

– Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.)

Духовно-нравственное развитие и воспитание:

1) воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые;

2) гражданско-патриотическое воспитание;

3) воспитание трудолюбия, способности к познанию;

Источник