Меню

Щенок заблудился в пригородном поселке основная мысль

Щенок заблудился в пригородном поселке основная мысль

Объясните значение фразеологизма «много воды утекло», запишите. Используя не менее двух предложений, опишите ситуацию, в которой будет уместно употребление этого фразеологизма. Включите фразеологизм в одно из предложений.

Прочитайте текст 2 и выполните задания 9—13.

(1)Щенок заблудился в пригородном поселке. (2)Везде чужие высокие заборы, за ними гавкают и рычат злобные цепные псы.

(3)Над головой темное небо, крупные холодные звезды. (4)Порывистый ветер клонит к земле березы, гудит, завывает в дуплах тополей. (5)Под ногами чавкает сырая земля. (6)В воздухе пахнет горькой осиновой корой.

(7)Усталый малыш вспомнил теплый, просторный дом, коврик в сенях, на котором он любил сладко потягиваться и дремать, шустрого пятилетнего сына хозяина Шурика. (8)Тут щенок разразился на весь поселок тонким, отчаянным визгом. (9)Он бегал по незнакомой тропе и по-своему, по-собачьи молил о помощи. (10)Но никто не внимал его голосу. (11)Люди с трудом отрывали головы от подушек и бранили непутевого пса. (12)И долго еще под самыми окнами слышался вой щенка.

(13)Наконец раздался окрик хозяина. (14)Пес со всех ног бросился к нему, лизнул в щеку и нос, принялся тереться мокрой от слез мордой о широкие теплые ладони.

(15)На всю жизнь запомнится ему сырая осенняя ночь на окраине пригородного поселка, где он впервые в жизни так остро прочувствовал одиночество.

Источник

Щенок заблудился в пригородном поселке основная мысль

Определите и запишите лексическое значение слова «отрывали» из предложения 11. Подберите и запишите предложение, в котором данное многозначное слово употреблялось бы в другом значении.

Прочитайте текст 2 и выполните задания 9—13.

(1)Щенок заблудился в пригородном поселке. (2)Везде чужие высокие заборы, за ними гавкают и рычат злобные цепные псы.

(3)Над головой темное небо, крупные холодные звезды. (4)Порывистый ветер клонит к земле березы, гудит, завывает в дуплах тополей. (5)Под ногами чавкает сырая земля. (6)В воздухе пахнет горькой осиновой корой.

(7)Усталый малыш вспомнил теплый, просторный дом, коврик в сенях, на котором он любил сладко потягиваться и дремать, шустрого пятилетнего сына хозяина Шурика. (8)Тут щенок разразился на весь поселок тонким, отчаянным визгом. (9)Он бегал по незнакомой тропе и по-своему, по-собачьи молил о помощи. (10)Но никто не внимал его голосу. (11)Люди с трудом отрывали головы от подушек и бранили непутевого пса. (12)И долго еще под самыми окнами слышался вой щенка.

(13)Наконец раздался окрик хозяина. (14)Пес со всех ног бросился к нему, лизнул в щеку и нос, принялся тереться мокрой от слез мордой о широкие теплые ладони.

(15)На всю жизнь запомнится ему сырая осенняя ночь на окраине пригородного поселка, где он впервые в жизни так остро прочувствовал одиночество.

Источник

Щенок заблудился в пригородном поселке основная мысль

Составьте и запишите план текста из трёх пунктов.

Прочитайте текст 2 и выполните задания 9—13.

(1)Щенок заблудился в пригородном поселке. (2)Везде чужие высокие заборы, за ними гавкают и рычат злобные цепные псы.

(3)Над головой темное небо, крупные холодные звезды. (4)Порывистый ветер клонит к земле березы, гудит, завывает в дуплах тополей. (5)Под ногами чавкает сырая земля. (6)В воздухе пахнет горькой осиновой корой.

(7)Усталый малыш вспомнил теплый, просторный дом, коврик в сенях, на котором он любил сладко потягиваться и дремать, шустрого пятилетнего сына хозяина Шурика. (8)Тут щенок разразился на весь поселок тонким, отчаянным визгом. (9)Он бегал по незнакомой тропе и по-своему, по-собачьи молил о помощи. (10)Но никто не внимал его голосу. (11)Люди с трудом отрывали головы от подушек и бранили непутевого пса. (12)И долго еще под самыми окнами слышался вой щенка.

(13)Наконец раздался окрик хозяина. (14)Пес со всех ног бросился к нему, лизнул в щеку и нос, принялся тереться мокрой от слез мордой о широкие теплые ладони.

Читайте также:  Сколько корма давать щенку той пуделю

(15)На всю жизнь запомнится ему сырая осенняя ночь на окраине пригородного поселка, где он впервые в жизни так остро прочувствовал одиночество.

Определите и запишите основную мысль текста.

Без хозяина собака чувствует себя одинокой, потому что умеет быть верным и преданным другом.

Основная мысль текста может быть приведена в иной, близкой по смыслу формулировке.

Почему щенку на всю жизнь запомнится сырая осенняя ночь на окраине пригородного поселка?

Ответ может быть сформулирован так:

Щенку на всю жизнь запомнится сырая осенняя ночь на окраине пригородного поселка, потому что здесь он впервые в жизни остро прочувствовал одиночество.

Ответ может быть дан в иной, близкой по смыслу формулировке.

Определите и запишите лексическое значение слова «отрывали» из предложения 11. Подберите и запишите предложение, в котором данное многозначное слово употреблялось бы в другом значении.

День за днём от календаря отрывали по листку, пока он совсем не иссяк.

Определите стилистическую принадлежность слова «чавкает» из предложения 5, запишите.

Подберите и запишите синоним (синонимы) к этому слову.

Слово «чавкает» относится к разговорному стилю.

Чавкает — производит хлюпающие звуки.

Объясните значение фразеологизма «много воды утекло», запишите. Используя не менее двух предложений, опишите ситуацию, в которой будет уместно употребление этого фразеологизма. Включите фразеологизм в одно из предложений.

Много воды утекло — много времени прошло.

История была забавная. Она памятна мне по сей день, хотя с той поры много воды утекло.

2) Никто не понимает щенка.

В плане в той или иной форме должно быть последовательно представлено содержание текста, отражены все микротемы текста.

Критерии оценивания выполнения задания Баллы
План не соответствует условиям выставления 3, 2 и 1 балла, в том числе содержит

только один корректный пункт.

ИЛИ План не составлен

0
В плане последовательно отражено содержание текста, план состоит из трёх пунктов, в построении словосочетаний или предложений (пунктов плана) и словоупотреблении допущено более двух недочётов.

ИЛИ В плане последовательно отражено содержание текста, план содержит только два корректных пункта, в построении словосочетаний или предложений (пунктов плана) и словоупотреблении допущены один-два недочёта.

Источник

Конспект урока «Обучающее подробное изложение текста — повествования с элементами описания по тексту А.Баркова»
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Конспект урока в 6 классе «Обучающее подробное изложение текста-повествования с элементами описания по тексту А.Баркова «Щенок»

Скачать:

Вложение Размер
konspekt_uroka_v_6_klasse_obuchayushchee_podrobnoe_izlozhenie_teksta_-_povestvovaniya_s_elementami_opisaniya.doc 42.5 КБ
izlozhenie_no_1.ppt 119.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока в 6 классе «Обучающее подробное изложение текста-повествования с элементами описания»

Тип урока: урок отработки и закрепления знаний, умений, навыков

Оборудование: памятки, тетради для работ по развитию речи, черновики

Цель учителя: создать и закрепить представление об изложении как письменном пересказе текста; способствовать формированию умения пересказывать текст подробно и связно, самостоятельно подбирая языковые средства.

Цель учащихся: отработать и закрепить умение подробно и связно пересказывать текст-повествование с элементами описания письменно.

  1. Актуализация знаний. Цель этапа – актуализировать знания об изложении как письменном пересказе текста
  1. Продуктивная беседа. Актуализация имеющихся знаний об изложении в ходе беседы Какой вид работы по развитию нашей речи называется изложением? Для чего может пригодиться человеку умение писать изложение?
  2. Работа с памятками. Поиск недостающей (новой, забытой) информации в тексте памяток
  3. Репродуктивная беседа. Актуализация знаний о типах текста

Изложение – это письменный текст. Какие типы текстов вам известны? Давайте вспомним особенности этих типов.

Описание – это характеристика предмета или объекта, описание подробностей, деталей, внешнего вида человека, вещи или интерьера комнаты.

Повествование – это передача цепи событий, среди которых можно выделить завязку действия, кульминацию (высшую точку) и развязку действия. Повествование содержит в себе рассказ о каком-то событии и его последствиях, итоге.

Рассуждение – это аргументативный тип текста, цель которого – доказать или опровергнуть какую-то мысль, называемую тезисом, с помощью системы доказательств (аргументов).

4. Повторяем и закрепляем понятия темы текста и его основной мысли.
Изложение – вторичный текст, построенный на основе первичного. Но как и первичный, текст, который создадите вы, должен быть СВЯЗНЫМ. Что это значит? Это значит, что он должен обладать темой (предмет речи, О ЧЕМ говорится) и основной мыслью (содержанием речи, тем, ЧТО говорится). Кроме того, в связном тексте все предложения связаны не только по смыслу, но и с помощью особых средств связи. Например, местоимения, которые заменяют существительные и помогают избежать многочисленных и излишних повторов.

II. Работа с текстом. Цель этапа – подготовиться к письменному пересказу текста: познакомиться с содержанием, составить план будущего высказывания, предупредить возможные ошибки

  1. Первичное чтение, слушание, беседа по тексту. Определяем тип, тему, основную мысль и количество абзацев

Щенок заблудился в пригородном поселке. Везде чужие высокие заборы, за ними гавкают и рычат злобные цепные псы. Над головой темное небо, крупные холодные звезды. Порывистый ветер клонит к земле березы, гудит, завывает в дуплах тополей. Под ногами чавкает сырая земля. В воздухе пахнет горькой осиновой корой.

Усталый малыш вспомнил теплый, просторный дом, коврик в сенях, на котором он любил сладко потягиваться и дремать, шустрого пятилетнего сына хозяина Шурика. Тут щенок разразился на весь поселок тонким, отчаянным визгом. Он бегал по незнакомой тропе и по-своему, по-собачьи молил о помощи. Но никто не внимал его голосу. Люди с трудом отрывали головы от подушек и бранили непутевого пса. И долго еще под самыми окнами слышался вой щенка.

Вдруг раздался окрик хозяина. Пес со всех ног бросился к нему, лизнул в щеку и нос, принялся тереться мокрой от слез мордой о широкие теплые ладони.На всю жизнь запомнится ему сырая осенняя ночь на окраине пригородного поселка, где он впервые в жизни так остро почувствовал одиночество.

  • К какому типу относится этот текст?
  • Какова тема текста?
  • Какова основная мысль текста?
  • Как бы вы озаглавили этот текст? (Заголовок отражает тему и основную мысль).
  • Сколько абзацев имеет текст? (Части текста отражают последовательность раскрытия его темы).
  1. Составление плана и запись плана в тетради

Для того чтобы текст было легче восстановить по памяти, необходимо составить план. План может быть кратким и подробным. Сейчас мы составим подробный план теста, чтобы восстановить его было легче.
План текста:

I. Вступительная часть. Заблудившийся щенок остался один на один с враждебным миром.

II. Основная часть. Щенок вспоминает тёплый дом и молит о помощи.

III. Заключительная часть. Хозяин отыскал щенка, но навсегда ему запомнится чувство одиночества, которое он испытал той ночью.

  1. Работа с языковыми средствами, обогащение активного словаря

На доске записаны ключевые слова, обучающиеся подбирают и записывают синонимичные языковые средства (прилагательные, глаголы)

Заборы (незнакомые, чужие, высокие), псы (разъяренные, беспощадные, злобные, цепные, огромные, небо (темное, холодное, ночное, далекое), звезды (холодные, крупные, стеклянные, белые, ледяные), ночь (сырая, холодная), ветер (завывает, печально поет, клонит деревья, воет, плачет), земля (сырая, черная, мокрая, холодная).

Щенок (малыш, усталый, уставший, измученный, испуганный, отчаявшийся, одинокий, замерзший, обессиливший), дом (теплый, просторный, уютный, светлый), хозяйский сын Шурик (шустрый, добрый, заботливый) на коврике (что делать?) (потягиваться, дремать, спать, свернуться калачиком, греться), визг (тонкий, отчаянный, плач).

Окрик хозяина (раздался, послышался, нарушил ночную тишь), бросился (со всех ног, радостно, пулей), ладони хозяина (широкие, теплые, горячие, родные руки), н очь (сырая, осенняя, холодная, пугающая).

  1. Орфографическая и пунктуационная работа:

а) объяснение орфограмм в словах: пятилетний, разразился, по-своему, по-собачьи, впервые;

б) повторение орфографических правил: тся/ться, безударная гласная в корне, непроизносимая согласная в корне, употребление строчной и прописной букв;

в) повторение пунктограмм: запятая при однородных членах; запятая, разделяющая части сложносочиненного предложения, запятая перед союзами А, НО. Отсутствие запятой при однородных членах, соединенных союзом И. Запятая перед словом КОТОРЫЙ.

5. Итоговое чтение текста. Запись заголовка. Пересказ текста одним из желающих учеников, оценивание по критериям: насколько близко к тексту; насколько точно подобраны речевые средства.

III. Написание собственного текста.

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Девятнадцатое сентября Изложение Название (придумать)

Щенок заблудился в пригородном поселке. Везде чужие высокие заборы, за ними гавкают и рычат злобные цепные псы. Над головой темное небо, крупные холодные звезды. Порывистый ветер клонит к земле березы, гудит, завывает в дуплах тополей. Под ногами чавкает сырая земля. В воздухе пахнет горькой осиновой корой. Усталый малыш вспомнил теплый, просторный дом, коврик в сенях, на котором он любил сладко потягиваться и дремать, шустрого пятилетнего сына хозяина Шурика. Тут щенок разразился на весь поселок тонким, отчаянным визгом. Он бегал по незнакомой тропе и по-своему, по-собачьи молил о помощи. Но никто не внимал его голосу. Люди с трудом отрывали головы от подушек и бранили непутевого пса. И долго еще под самыми окнами слышался вой щенка. Вдруг раздался окрик хозяина. Пес со всех ног бросился к нему, лизнул в щеку и нос, принялся тереться мокрой от слез мордой о широкие теплые ладони.На всю жизнь запомнится ему сырая осенняя ночь на окраине пригородного поселка, где он впервые в жизни так остро почувствовал одиночество.

Работа с языковыми средствами, обогащение активного словаря 1 абзац: Заборы (незнакомые, чужие, высокие), псы (разъяренные, беспощадные, злобные, цепные, огромные, небо (темное, холодное, ночное, далекое), звезды (холодные, крупные, стеклянные, белые, ледяные), ночь (сырая, холодная), ветер (завывает, печально поет, клонит деревья, воет, плачет), земля (сырая, черная, мокрая, холодная). 2 абзац: Щенок (малыш, усталый, уставший, измученный, испуганный, отчаявшийся, одинокий, замерзший, обессиливший), дом (теплый, просторный, уютный, светлый), хозяйский сын Шурик (шустрый, добрый, заботливый) на коврике (что делать?) (потягиваться, дремать, спать, свернуться калачиком, греться), визг (тонкий, отчаянный, плач). 3 абзац: Окрик хозяина (раздался, послышался, нарушил ночную тишь), бросился (со всех ног, радостно, пулей), ладони хозяина (широкие, теплые, горячие, родные руки), н очь (сырая, осенняя, холодная, пугающая).

План текста: I . Вступительная часть. Заблудившийся щенок остался один на один с враждебным миром. II . Основная часть. Щенок вспоминает тёплый дом и молит о помощи. III . Заключительная часть. Хозяин отыскал щенка, но навсегда ему запомнится чувство одиночества, которое он испытал той ночью.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

план-конспект урока русского языка по развитию речи.

Урок является закреплением понятия «подробное изложение»,учит подробно излагать повествовательный текст с элементами описания предмета,совершенствовать умение раскрывать тему и основную мысль текста.К.

конспект урока + презентация «Подробное изложение повествовательного текста с элементами описания 5 класс».

Подготовка к написанию изложения по тексту М.Пришвина с творческим заданием.

Дидактическая цель: создание условий для формирования навыков выявления особенностей текста ­ повествования и описания, признаков художественного стиля, выделения микротем текста, пересказа (в том чис.

Технологическая карта урока русского языка.Тема урока: Развитие речи. Повествование с элементами описания. Обучающее изложение.(Упр.239)УМК: Рыбченкова Л.М. и др. Просвещение, М.,2015 г.Кл.

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУТема: Составление текста-повествованияЦели деятельности учителя: актуализация знаний обучающихся по теме «текст-повествование»; совершенствование умения раб.

Источник

Adblock
detector