Краткий ответ зачем и почему Герасим утопил Муму
Трагический рассказ Ивана Тургенева «Муму» является одним из образцов классической литературы, в красках описывающий весь трагизм и бесправие существования крепостных крестьян в России. Жестокость и трогательная привязанность тесно переплелись в сюжете этого рассказа, описывающих реалии бытия крепостных и безграничную власть хозяев — помещиков над ними. На тему «Почему Герасим утопил Муму» школьники пишут целые сочинения, стараясь найти ответ и оправдание жестокому поступку главного героя.
Рассказ Тургенева «Муму». О чём писал автор
В своём повествовании автор выделяет несколько основных героев, каждый из которых играет свою роль в поиске ответа на вопрос «За что Герасим утопил Муму».
Герои рассказа:
- Центральный герой рассказа — глухонемой крепостной дворник Герасим, не имеющий ничего в жизни: ни дома, ни близких. Единственное, что скрашивало его однообразную тяжёлую жизнь, была любовь к прачке Татьяне.
- Прачка Татьяна — тихое и забитое существо, осознающее и принимающее своё бесправие.
- Хозяйка Герасима и Татьяны — властная и капризная барыня, жестокие прихоти которой должны были исполняться тотчас же. Крепостных она за людей не считает и её жестокое отношение к Татьяне, которую она насильно приказывает выдать замуж за алкоголика Капитона, тому пример.
- Муму — маленькая дворняжка, спасённая главным героем рассказа от неминуемой смерти и являвшаяся его единственным близким и преданным ему существом.
Однажды Герасим совершенно случайно спасает тонущего щенка. Он даёт собачке кличку Муму и оставляет его себе. Зачем же он делает это? Трогательная забота и нежность, которую проявлял главный герой к Муму, может сравниться лишь с заботой матери о собственном ребёнке. Не имея близких и друзей, Герасим находит родную понимающую его душу в этой маленькой преданной собачке.
Это весьма необычное поведение главного героя — во времена крепостного права отношение к животным было исключительно потребительское. Собаки не пользовались особой любовью у хозяев и предназначались лишь для охраны двора.
Эгоистичной, думающей только о себе барыне был важен лишь собственный покой. Поэтому услышав ночью лай Муму, она приказывает избавиться от собачки. Животное похищают и увозят, но преданная собачка перегрызает путы и возвращается к любимому хозяину. И когда барыня обнаруживает Муму во дворе во второй раз, она приказывает утопить несчастное животное.
Безусловно, приказ барыни мог выполнить любой из дворовой челяди, но расправиться с Муму вызывается сам Герасим.
Так зачем Герасим утопил Муму вместо того, чтобы предпринять какие-то действия по спасению дорогой ему собачки? Почему не отпустил её на волю, сохранив тем самым жизнь? Ответ на этот вопрос заложен в самой сути жестокого крепостного права.
Почему Герасим утопил Муму
Герасим был крепостным с рождения. Бесправное положение казалось для него естественным. Мысль о том, что он может принимать решения о своей судьбе самостоятельно, даже не приходит ему в голову. Сначала, по прихоти барыни, он был взят из деревни в усадьбу. Следующей потерей главного героя рассказа была прачка Татьяна, безответная глубокая любовь к которой была смыслом его жизни.
Когда Герасим решил утопить Муму, он уже понимал, что привязанность к этой маленькой собачке сделала его зависимым от чувств. Каждая потеря в жизни главного героя причиняла ему невыносимые страдания, и он не желал больше испытывать эту боль. Так зачем он лично решил лишить жизни собачку, к которой был так трогательно привязан? Зачем он покорился воле взбалмошной старухи, даже не предприняв попытки каким-то образом спасти дорогое ему существо?
Рождение и жизнь в статусе крепостного крестьянина также сыграло свою роль. Получив воспитание крепостного крестьянина, наш герой психологически осознавал и принимал безграничную власть барыни над собой и своей жизнью. Он понимал, что ослушание приказу может повлечь более жестокую кару как для Муму, так и для самого Герасима. И, страшась страданий своих и единственного близкого существа, решил исполнить жестокий приказ сам, выбрав для этого наиболее лёгкий, на взгляд Герасима, способ убийства собачки.
В итоге Герасим потерял все, что было дорого ему в жизни. И единственный самостоятельный поступок, который совершает в отчаянии главный герой — уходит в деревню.
Автор в конце рассказа пишет, что больше Герасим никогда не заводил собак и прожил свою жизнь бобылём. Он понимал, что уязвимым его делают чувства любви и привязанности, и больше не хотел ни с кем сближаться, пускать кого-то в свою душу и сердце. И единственное спасение от кажущихся ему неминуемых потерь он видел в одиночестве.
Возможно, таким способом главный герой старался уберечься от душевной боли и страданий при потере дорогих ему существ.
Источник
Сочинение анализ эпизода Муму 5 класс, как написать?
анализ эпизода спасение муму
сочинение анализ эпизода спасение муму
анализ эпизода спасение муму 5 класс
анализ эпизода муму 5 класс
сочинение анализ эпизода муму
сочинение анализ эпизода спасение муму
анализ эпизода герасим и муму
анализ эпизода из рассказа муму
Анализ эпизода спасение Муму сочинение 5 класс, как написать?
Рассказ написанный Тургеневым «Му-му» поражает каждого читателя до самой глубины души.
Главный герой рассказа Герасим крепкий, сильный мужчина, который глухонемой от природы.
Герасим был взят на службу к барыне из деревни. Она ценила его, как работника и уважала за его исполнительность и преданность. Когда она узнала о его привязанности к прачке, Татьяне, ей это не понравилось и она решила выдать её замуж за пропоицу Капитона.
Герасим очень сильно переживал из-за расставания с Татьяной. Когда он нашёл маленькую собачку, которая барахтались в тине и не могла выбраться, то решил взять её себе.
Герасим назвал свою собаку Му-му. Именно ей он подарил всю свою любовь, неистраченную нежность, окружил её заботой. Он знал, что барыне не понравится, что он приютил у себя собаку, но ему было плохо после расставания с Татьяной и он не мог пройти мимо маленькой собачки, которая тонула в реке.
Герасим не смотря на своё величие, очень ласковый и заботливый человек, который был нежным и трепетным по отношению к своей Му-му.
Пример сочинения по Му-му приведён ниже.
В рассказе «Муму» Тургенев показывает обыкновенного крепостного мужика, который ставит слово барыни выше своих интересов. То есть изначально это человек во всем покорный существующим законам. Он вырос в крепостной среде, он сроднился с ней и он не чувствует ущербности этого строя, основой которого является безжалостное угнетение крестьян.
Герасим сохранил многие человеческие качества, он остался честным и принципиальным, он любил работать, он не представлял своей жизни без каждодневного труда и относился к своим обязанностям очень ответственно.
При нем и двор стал содержаться в постоянной чистоте, и беспорядки прекратились. Дворня смотрела на Герасима с опаской, но уважительно, его побаивались.
Сила Герасима была огромной, автор сравнивает его с богатырем, молодым быком, с пойманным зверем.
Нравственные качества Герасима также были очень высокими, он не терпел воров, он не выносил пьяниц. Во всем любил порядок.
Я бы не стала выделять в рассказе «Муму» положительных героев. Даже центральный персонаж рассказа Герасим при всей своей силе и порядочности был крепостным до мозга костей. Он любил трудится, он не представлял себе жизнь без работы и его не очень огорчало то, что он работал не на себя, что он фактически был рабом.
Он искал какую-то близкую себе душу, потому что постоянно чувствовал одиночество и сперва полюбил Татьяну, но когда разочаровался в ней, перенес свои чувства на Муму.
Эту собачку он сильно любил и она была его самым верным другом.
Герасим не смог ослушаться барыни, не смог найти в себе силы на бунт, а потому утопил Муму и в качестве немого протеста отправился самовольно в деревню — работать на барыню.
Герой рассказа «Муму» Тургенева глухонемой крестьянин Герасим описан автором с явной симпатией.
Писатель восхищается богатырским ростом Герасима, его статью и силой, его неутомимостью. способностью работать за четверых, его трудолюбием.
Автор описывает простого деревенского мужика и в его описании невольно угадываешь сожаление автора о том, что все эти способности используются на благо какой-то барыни.
Когда Герасима забирают в город, он скучает и не находит себе места. Он не привык бездельничать, а тут обязанностей у него почти не было. Он за полчаса выполнял все и стоял и скучал.
Конечно постепенно Герасим привык и даже создал для себя подобие уюта. В каморке над кухней,где его поселили он соорудил по своему вкусу кровать, стол и даже стул и был вполне доволен своим обиталищем.
На вопрос по рассказу «Муму» И. С. Тургенева о том, почему Герасим сбегает из дома барыни, можно ответить по-разному, смотря, из чего исходить. Но сам автор писал, будучи под арестом, слыша крики наказываемых крепостных из-за стен. О чем хотел автор сказать в своем произведении?
Совершив злодеяние, которое претило психологии и натуре Герасима, поддавшись требовваниям того общества, которое «напирало», со своими претензиями, крестьянин пригрешил даже не против собаки, а против себя самого. Ему чуждо было расправиться с питомицей, ему это стоило услий! Но это не он, а Гаврила, — дворецкий — пообещел хозяйке после бессонного пробуждения накануне от лая, что «в живых» любимицы немого не будет:
Как помнит любой из рассказа, Герасим был неимоверно рад возвращению Муму после того, как ее продал Степан, а та убежала, еще с веревкой на шее, отыскав дорогу обратно. И берег ее, запер в своей комнате, а армяком заделал отверстие для Муму. Наутро, толпа из челяди была под его дверью. Объяснившись знаками, Гаврила дает понять, мол «требует барыня» его Муму. И знаками же, Герасим дважды вопрошает, что же ту, удушить приказывают? Дважды получает утвердительный ответ и обещает самостоятельно выполнить повеление. Он даже не в состоянии никому доверить расправиться над ней — сам обещает сделать все быстро и наверняка. Покормив, напоследок, сытно, щами в трактире и погоревав, делает Герасим непростой поступок, который все в нем переворачивает!
Как знать, был ли это именно протест, тем более осознанный? Или, Герасим в определенный момент не мог поступить иначе, — на него «напирали» Гаврила и остальная прислуга, усердно взявшись за поручение хозяйки.
Однако, барыня, как позже сама она заявляла, вовсе не требовала гибели собачьей («избавиться» можно по-разному понимать):
Выходит, Герасим, — жертва сложившихся обстоятельств? Он — подневольный, вынужденный повиноваться! С одной стороны — наказ его хозяйки — он себе тоже не принадлежит, он — крепостной! С другой стороны — что один сделает, даже будучи «богатырем», против всей ее прислуги, собравшейся под дверью, обступив? Ему как быть?
Мог ли он «убежать» в деревню с Муму? В тот момент, скорее всего, этого не было в мыслях крепостного, — он не планировал ничего, а повиновался, попав в крайнюю ситуацию.
Уже потом, пережив момент, как он надевает несчастной Муму внеревки с кирпичами, отворачивается от воды, в которую кидает подопечную. Вот в тот момент, быть может, все изменилось?!
Каким был и стал Герасим? С самого начала автор показывает его, как самодостаточную, цельную натуру, знающего, что надо. Если бы не глухонемота, — любая невеста за такого пошла — подмечает автор.
Герасим — свободолюбивый, привыкший к свежему воздуху деревни, писатель проводит аналогию с вольным молодым быком:
Еще в тот момент, когда мужчину увезли из родной деревни к барыне, за двадцать пять верст, — тот запомнил дорогу обратно. Да, ему на новом месте никогда не нравилось, тесно ему было в городе! И он, втайне, в душе — мечтал вернуться, несмотря, что «обвыкся» с существованием в роли дворника.
Он счастлив «бежать», возвращаться, ему этого не хватало! Эпизод с Муму лишь подтолкнул несмелые намерения, добавив решимости — он иначе уже не мог:
Герасим в душе никогда не мог смириться с жизнью у барыни, будучи вольным по натуре, с детства, при этом ничего не боялся, никакой работы, лишь барыню немного побаивался. Но после всего произошедшего, у него не оставалось другого выхода! Он не убил в себе раба, он им никогда даже не был! Это Татьяна беспрекословно подчинялась, что ни велят, — смиренно и покорно. А Герасим не мог сжиться с подобной участью и, по-своему, протестовал!
Физически, Герасим вынужден был всегда подчиняться тому строю, укладу жизни, так как он зависим от барыни, как крепостной. Но внутри себя, скорее, по натуре из тех независимых людей, только жртва обстоятельствю В итоге, настрадавшись у барыни, бежит оттуда и делает по-своему! Если бы не гибель собаки, этого бы с ним не было, дальше бы терпеливо служил дворником.
Его оставили в покое — барыни не стало, наследники той отпустили челядь «по оброку», а Герасим так и остался. правда, на женщин и собак больше не обращал внимания! Видно, горя из-за них немало видел!
Источник
Анализ эпизода рассказа » Муму» И.С. Тургенева
Данная работа рассчитана на два урока. Использованы различные приемы смыслового чтения: антиципация, чтение с вопросами, прием компрессии текста, творческое задание, верное и неверное утверждение, составление плана и др. Цель- точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию.
Просмотр содержимого документа
«Анализ эпизода рассказа » Муму» И.С. Тургенева»
Текст художественного произведения имеет название «МУМУ», предположите, о чем будет он?
Текст художественного произведения написал Иван Сергеевич Тургенев (1818-1883 г.)
Известный русский писатель и поэт. Родился в
богатой семье, с детства владел несколькими иностранными языками, включая английский, французский и немецкий, получил хорошее образование, был знаком со многими писателями. Побывал во многих странах, но его всегда тянуло к родине.
Каморка, конюшня, прорезались, солома, фыркая, ухаживал, возился, тщедушный, понемногу, справилась, неусыпным попечениям, кликали , бог весть, караулила, барахтался,сунуть в пазуху.
— Обратим внимание на слова, которые нам встретятся в тексте, попробуйте объяснить их значение.
Конюшня – помещение для лошадей.
Армяк – верхняя мужская одежда.
Солома – сухие стебли растений без листьев.
- Прорезались= только открылись;
- фыркая -издавать недовольство;
- ухаживать =заботиться;
- возиться =заниматься;
- т щедушны й=худой,слабый, болезненный;
- понемног у=постепенно;
- справиться, выровняться = преодолеть болезнь, набраться сил;
- неусыпное попечение- внимательная, усердная забота;
- кликали =называли;
- бог весть- никто не знает;
- караулила =ждала;
- барахтаться — стараться выплыть;
- сунуть в пазуху- положить между грудью и одеждой;
- ладная собачонка — хорошая собачонка.
- ( 1) Дело было к вечеру. Он шел тихо и глядел на воду. Вдруг ему показалось, что что-то барахтается в тине у самого берега. Он нагнулся, увидел небольшого щенка, белого с черными пятнами, который, несмотря на все свои старания, никак не мог вылезть из воды, бился, скользил и дрожал всем своим мокреньким и худеньким телом. ( 2) Герасим поглядел на несчастную собачонку, подхватил ее одной рукой, сунул ее к себе в пазуху и пустился большими шагами домой. (3) Он вошел в свою каморку, уложил спасенного щенка на кровати, прикрыл его своим тяжелым армяком, сбегал сперва в конюшню за соломой, потом в кухню за чашечкой молока. Осторожно откинув армяк и разостлав солому, поставил он молоко на кровать. Бедной собачонке было всего недели три, глаза у ней прорезались недавно; один глаз даже казался немножко больше другого; она еще не умела пить из чашки и только дрожала и щурилась. Герасим взял ее легонько двумя пальцами за голову и принагнул ее мордочку к молоку. Собачка вдруг начала пить с жадностью, фыркая, трясясь и захлебываясь. Герасим глядел, глядел да как засмеется вдруг… Всю ночь он возился с ней, укладывал ее, обтирал и заснул наконец сам возле нее каким-то радостным и тихим сном.
- Ни одна мать так не ухаживает за своим ребенком, как ухаживал Герасим за своей питомицей. ( 4) Первое время она была очень слаба, тщедушна и собой некрасива, но понемногу справилась и выровнялась, а месяцев через восемь, благодаря неусыпным попечениям своего спасителя, превратилась в очень ладную собачку испанской породы, с длинными ушами, пушистым хвостом в виде трубы и большими выразительными глазами. ( 5) Она страстно привязалась к Герасиму и не отставала от него ни на шаг, все ходила за ним, повиливая хвостиком. Он и кличку ей дал – немые знают, что мычание их обращает на себя внимание других, – он назвал ее Муму. Все люди в доме ее полюбили и тоже кликали Мумуней. Она была чрезвычайно умна, ко всем ласкалась, но любила одного Герасима. Герасим сам ее любил без памяти… и ему было неприятно, когда другие ее гладили: боялся он, что ли, за нее, ревновал ли он к ней – бог весть! Она его будила по утрам, дергая его за полу, приводила к нему за повод старую водовозку, с которой жила в большой дружбе, с важностью на лице отправлялась вместе с ним на реку, караулила его метлы и лопаты, никого не подпускала к его каморке
Читаем первый фрагмент текста
- ( 1) Дело было к вечеру. Он шел тихо и глядел на воду. Вдруг ему показалось, что что-то барахтается в тине у самого берега. Он нагнулся, увидел небольшого щенка, белого с черными пятнами, который, несмотря на все свои старания, никак не мог вылезть из воды, бился, скользил и дрожал всем своим мокреньким и худеньким телом.
Читаем первый фрагмент текста
— В какое время происходит событие?
-Кто рассказывает нам о случившемся?
-Озаглавьте этот фрагмент (Примерные ответы:
Нашел щенка, щенок в беде, находка)
— Еще раз прочитайте фрагмент, перескажите.
Читаем второй фрагмент текста
- . ( 2) Герасим поглядел на несчастную собачонку, подхватил ее одной рукой, сунул ее к себе в пазуху и пустился большими шагами домой.
Читаем второй фрагмент текста
-Озаглавьте этот фрагмент (Примерные ответы:
Спасение щенка, спас щенка)
— Еще раз прочитайте фрагмент, перескажите.
Читаем третий фрагмент текста
- (3) Он вошел в свою каморку, уложил спасенного щенка на кровати, прикрыл его своим тяжелым армяком, сбегал сперва в конюшню за соломой, потом в кухню за чашечкой молока. Осторожно откинув армяк и разостлав солому, поставил он молоко на кровать. Бедной собачонке было всего недели три, глаза у ней прорезались недавно; один глаз даже казался немножко больше другого; она еще не умела пить из чашки и только дрожала и щурилась. Герасим взял ее легонько двумя пальцами за голову и принагнул ее мордочку к молоку. Собачка вдруг начала пить с жадностью, фыркая, трясясь и захлебываясь. Герасим глядел, глядел да как засмеется вдруг… Всю ночь он возился с ней, укладывал ее, обтирал и заснул наконец сам возле нее каким-то радостным и тихим сном.
- Ни одна мать так не ухаживает за своим ребенком, как ухаживал Герасим за своей питомицей.
Читаем третий фрагмент текста
— Куда делает Герасим с собачонкой?
-Что можете сказать о бедной собачонке?
-Найдите в тексте информацию о том, как пил молоко щенок?
-Озаглавьте этот фрагмент (Примерные ответы:
Забота о щенке, ухаживал за собачонкой)
— Еще раз прочитайте фрагмент, перескажите.
Читаем четвертый фрагмент текста
- ( 4) Первое время она была очень слаба, тщедушна и собой некрасива, но понемногу справилась и выровнялась, а месяцев через восемь, благодаря неусыпным попечениям своего спасителя, превратилась в очень ладную собачку испанской породы, с длинными ушами, пушистым хвостом в виде трубы и большими выразительными глазами.
Читаем четвертый фрагмент текста
— Какой была первое время собачонка?
-Благодаря чему изменился щенок?
-Озаглавьте этот фрагмент (Примерные ответы: превращение в ладную собачонку, превратилась в красивую собаку)
— Еще раз прочитайте фрагмент, перескажите.
Читаем пятый фрагмент текста
- . ( 5) Она страстно привязалась к Герасиму и не отставала от него ни на шаг, все ходила за ним, повиливая хвостиком. Он и кличку ей дал – немые знают, что мычание их обращает на себя внимание других, – он назвал ее Муму. Все люди в доме ее полюбили и тоже кликали Мумуней. Она была чрезвычайно умна, ко всем ласкалась, но любила одного Герасима. Герасим сам ее любил без памяти… и ему было неприятно, когда другие ее гладили: боялся он, что ли, за нее, ревновал ли он к ней – бог весть! Она его будила по утрам, дергая его за полу, приводила к нему за повод старую водовозку, с которой жила в большой дружбе, с важностью на лице отправлялась вместе с ним на реку, караулила его метлы и лопаты, никого не подпускала к его каморке
Читаем пятый фрагмент текста
— Как относился Герасим к щенку?
-Как назвал герой собачонку?
-Как вела себя Муму по отношению к Герасиму? Как окружающие кликали ее?
-Озаглавьте этот фрагмент (Примерные ответы:
Преданные друзья, привязанность друг к другу)
— Еще раз прочитайте фрагмент, перескажите.
- 1. Нахождение щенка.
- 2. Спасение собачонки.
- 3. Забота Герасима о животном.
- 4.Превращение в ладную собачонку.
- 5. Привязанность друг к другу.
- Еще раз прочитайте текст, перескажите по плану.
Составьте неподробный план прочитанного текста.
- План
- 1. Спасение собачонки.
- 2.Забота Герасима о щенке.
- 3. Муму.
Прочитайте еще раз четвертый фрагмент, подчеркните те слова, которые не несут смысловой нагрузки
- 4) Первое время она была очень слаба, тщедушна и собой некрасива, но понемногу справилась и выровнялась, а месяцев через восемь, благодаря неусыпным попечениям своего спасителя, превратилась в очень ладную собачку испанской породы, с длинными ушами, пушистым хвостом в виде трубы и большими выразительными глазами (43 слова).
Запишите, что у вас получилось.
4) Первое время она была слаба, тщедушна и некрасива, но понемногу справилась и выровнялась, а месяцев через восемь превратилась в ладную собачку (21 слово)
-Каким словом можно заменить словосочетание первое время ? ( Сначала)
-Каким одним словом можно заменить слова слаба, тщедушна , учитывая, что тщедушный –это слабый, худой, болезненный (больна).
— Каким словом или словосочетанием обобщить глаголы справилась и выровнялась? (набралась сил)
Напишите, что у вас получилось.
- Сначала она была больна , некрасива, но понемногу набралась сил , а месяцев через восемь превратилась в ладную собачку испанской породы (19 слов)
Собачонку окружающие кликали Мумуней.
Щенок превратился в ладную собачонку.
Заполните пропуски в тексте:
Все люди в доме ее _________ и тоже _________ Мумуней. Она была чрезвычайно умна, ко всем ласкалась, но _______ одного Герасима. Герасим сам ее _______ без памяти… и ему было неприятно, когда другие ее _______: боялся он, что ли, за нее, __________ ли он к ней – бог весть!
Вставьте пропущенное слово несчастную или несчастливую . Объясните разницу между ними
Герасим поглядел на ___________ собачонку, подхватил ее одной рукой, сунул ее к себе в пазуху и пустился большими шагами домой.
Найдите в предложении имена существительные в форме винительного падежа:
- Он вошел в свою каморку, уложил спасенного щенка на кровати, прикрыл его своим тяжелым армяком, сбегал сперва в конюшню за соломой, потом в кухню за чашечкой молока.
Перед вами предложение, состоящее из трех слов. Как по-разному можно составить вопрос, меняя интонацию?
- Герасим1 спас2 Муму3?
- Герасим спас Муму?
- Герасим спас Муму?
- Герасим спас Муму ?
- – Как вы понимаете фразу «…немые знают, что мычание их обращает на себя внимание других».
- — Как вы думаете, чем закончилась история Герасима и Муму?
Напишите небольшое сочинение- продолжение данного текста (5-10 предложений)
Источник