Меню

Эпизод из рассказа муму спасение щенка

Краткий ответ зачем и почему Герасим утопил Муму

Трагический рассказ Ивана Тургенева «Муму» является одним из образцов классической литературы, в красках описывающий весь трагизм и бесправие существования крепостных крестьян в России. Жестокость и трогательная привязанность тесно переплелись в сюжете этого рассказа, описывающих реалии бытия крепостных и безграничную власть хозяев — помещиков над ними. На тему «Почему Герасим утопил Муму» школьники пишут целые сочинения, стараясь найти ответ и оправдание жестокому поступку главного героя.

Рассказ Тургенева «Муму». О чём писал автор

В своём повествовании автор выделяет несколько основных героев, каждый из которых играет свою роль в поиске ответа на вопрос «За что Герасим утопил Муму».

Герои рассказа:

  • Центральный герой рассказа — глухонемой крепостной дворник Герасим, не имеющий ничего в жизни: ни дома, ни близких. Единственное, что скрашивало его однообразную тяжёлую жизнь, была любовь к прачке Татьяне.
  • Прачка Татьяна — тихое и забитое существо, осознающее и принимающее своё бесправие.
  • Хозяйка Герасима и Татьяны — властная и капризная барыня, жестокие прихоти которой должны были исполняться тотчас же. Крепостных она за людей не считает и её жестокое отношение к Татьяне, которую она насильно приказывает выдать замуж за алкоголика Капитона, тому пример.
  • Муму — маленькая дворняжка, спасённая главным героем рассказа от неминуемой смерти и являвшаяся его единственным близким и преданным ему существом.

Однажды Герасим совершенно случайно спасает тонущего щенка. Он даёт собачке кличку Муму и оставляет его себе. Зачем же он делает это? Трогательная забота и нежность, которую проявлял главный герой к Муму, может сравниться лишь с заботой матери о собственном ребёнке. Не имея близких и друзей, Герасим находит родную понимающую его душу в этой маленькой преданной собачке.

Это весьма необычное поведение главного героя — во времена крепостного права отношение к животным было исключительно потребительское. Собаки не пользовались особой любовью у хозяев и предназначались лишь для охраны двора.

Эгоистичной, думающей только о себе барыне был важен лишь собственный покой. Поэтому услышав ночью лай Муму, она приказывает избавиться от собачки. Животное похищают и увозят, но преданная собачка перегрызает путы и возвращается к любимому хозяину. И когда барыня обнаруживает Муму во дворе во второй раз, она приказывает утопить несчастное животное.

Безусловно, приказ барыни мог выполнить любой из дворовой челяди, но расправиться с Муму вызывается сам Герасим.

Так зачем Герасим утопил Муму вместо того, чтобы предпринять какие-то действия по спасению дорогой ему собачки? Почему не отпустил её на волю, сохранив тем самым жизнь? Ответ на этот вопрос заложен в самой сути жестокого крепостного права.

Почему Герасим утопил Муму

Герасим был крепостным с рождения. Бесправное положение казалось для него естественным. Мысль о том, что он может принимать решения о своей судьбе самостоятельно, даже не приходит ему в голову. Сначала, по прихоти барыни, он был взят из деревни в усадьбу. Следующей потерей главного героя рассказа была прачка Татьяна, безответная глубокая любовь к которой была смыслом его жизни.

Когда Герасим решил утопить Муму, он уже понимал, что привязанность к этой маленькой собачке сделала его зависимым от чувств. Каждая потеря в жизни главного героя причиняла ему невыносимые страдания, и он не желал больше испытывать эту боль. Так зачем он лично решил лишить жизни собачку, к которой был так трогательно привязан? Зачем он покорился воле взбалмошной старухи, даже не предприняв попытки каким-то образом спасти дорогое ему существо?

Рождение и жизнь в статусе крепостного крестьянина также сыграло свою роль. Получив воспитание крепостного крестьянина, наш герой психологически осознавал и принимал безграничную власть барыни над собой и своей жизнью. Он понимал, что ослушание приказу может повлечь более жестокую кару как для Муму, так и для самого Герасима. И, страшась страданий своих и единственного близкого существа, решил исполнить жестокий приказ сам, выбрав для этого наиболее лёгкий, на взгляд Герасима, способ убийства собачки.

В итоге Герасим потерял все, что было дорого ему в жизни. И единственный самостоятельный поступок, который совершает в отчаянии главный герой — уходит в деревню.

Автор в конце рассказа пишет, что больше Герасим никогда не заводил собак и прожил свою жизнь бобылём. Он понимал, что уязвимым его делают чувства любви и привязанности, и больше не хотел ни с кем сближаться, пускать кого-то в свою душу и сердце. И единственное спасение от кажущихся ему неминуемых потерь он видел в одиночестве.

Возможно, таким способом главный герой старался уберечься от душевной боли и страданий при потере дорогих ему существ.

Источник

Сочинение анализ эпизода Муму 5 класс, как написать?

анализ эпизода спасение муму

сочинение анализ эпизода спасение муму

анализ эпизода спасение муму 5 класс

анализ эпизода муму 5 класс

сочинение анализ эпизода муму

сочинение анализ эпизода спасение муму

анализ эпизода герасим и муму

анализ эпизода из рассказа муму

Анализ эпизода спасение Муму сочинение 5 класс, как написать?

Рассказ написанный Тургеневым «Му-му» поражает каждого читателя до самой глубины души.

Главный герой рассказа Герасим крепкий, сильный мужчина, который глухонемой от природы.

Герасим был взят на службу к барыне из деревни. Она ценила его, как работника и уважала за его исполнительность и преданность. Когда она узнала о его привязанности к прачке, Татьяне, ей это не понравилось и она решила выдать её замуж за пропоицу Капитона.

Герасим очень сильно переживал из-за расставания с Татьяной. Когда он нашёл маленькую собачку, которая барахтались в тине и не могла выбраться, то решил взять её себе.

Герасим назвал свою собаку Му-му. Именно ей он подарил всю свою любовь, неистраченную нежность, окружил её заботой. Он знал, что барыне не понравится, что он приютил у себя собаку, но ему было плохо после расставания с Татьяной и он не мог пройти мимо маленькой собачки, которая тонула в реке.

Читайте также:  Учет щенка в бюджетном учете

Герасим не смотря на своё величие, очень ласковый и заботливый человек, который был нежным и трепетным по отношению к своей Му-му.

Пример сочинения по Му-му приведён ниже.

В рассказе «Муму» Тургенев показывает обыкновенного крепостного мужика, который ставит слово барыни выше своих интересов. То есть изначально это человек во всем покорный существующим законам. Он вырос в крепостной среде, он сроднился с ней и он не чувствует ущербности этого строя, основой которого является безжалостное угнетение крестьян.

Герасим сохранил многие человеческие качества, он остался честным и принципиальным, он любил работать, он не представлял своей жизни без каждодневного труда и относился к своим обязанностям очень ответственно.

При нем и двор стал содержаться в постоянной чистоте, и беспорядки прекратились. Дворня смотрела на Герасима с опаской, но уважительно, его побаивались.

Сила Герасима была огромной, автор сравнивает его с богатырем, молодым быком, с пойманным зверем.

Нравственные качества Герасима также были очень высокими, он не терпел воров, он не выносил пьяниц. Во всем любил порядок.

Я бы не стала выделять в рассказе «Муму» положительных героев. Даже центральный персонаж рассказа Герасим при всей своей силе и порядочности был крепостным до мозга костей. Он любил трудится, он не представлял себе жизнь без работы и его не очень огорчало то, что он работал не на себя, что он фактически был рабом.

Он искал какую-то близкую себе душу, потому что постоянно чувствовал одиночество и сперва полюбил Татьяну, но когда разочаровался в ней, перенес свои чувства на Муму.

Эту собачку он сильно любил и она была его самым верным другом.

Герасим не смог ослушаться барыни, не смог найти в себе силы на бунт, а потому утопил Муму и в качестве немого протеста отправился самовольно в деревню — работать на барыню.

Герой рассказа «Муму» Тургенева глухонемой крестьянин Герасим описан автором с явной симпатией.

Писатель восхищается богатырским ростом Герасима, его статью и силой, его неутомимостью. способностью работать за четверых, его трудолюбием.

Автор описывает простого деревенского мужика и в его описании невольно угадываешь сожаление автора о том, что все эти способности используются на благо какой-то барыни.

Когда Герасима забирают в город, он скучает и не находит себе места. Он не привык бездельничать, а тут обязанностей у него почти не было. Он за полчаса выполнял все и стоял и скучал.

Конечно постепенно Герасим привык и даже создал для себя подобие уюта. В каморке над кухней,где его поселили он соорудил по своему вкусу кровать, стол и даже стул и был вполне доволен своим обиталищем.

На вопрос по рассказу «Муму» И. С. Тургенева о том, почему Герасим сбегает из дома барыни, можно ответить по-разному, смотря, из чего исходить. Но сам автор писал, будучи под арестом, слыша крики наказываемых крепостных из-за стен. О чем хотел автор сказать в своем произведении?

Совершив злодеяние, которое претило психологии и натуре Герасима, поддавшись требовваниям того общества, которое «напирало», со своими претензиями, крестьянин пригрешил даже не против собаки, а против себя самого. Ему чуждо было расправиться с питомицей, ему это стоило услий! Но это не он, а Гаврила, — дворецкий — пообещел хозяйке после бессонного пробуждения накануне от лая, что «в живых» любимицы немого не будет:

Как помнит любой из рассказа, Герасим был неимоверно рад возвращению Муму после того, как ее продал Степан, а та убежала, еще с веревкой на шее, отыскав дорогу обратно. И берег ее, запер в своей комнате, а армяком заделал отверстие для Муму. Наутро, толпа из челяди была под его дверью. Объяснившись знаками, Гаврила дает понять, мол «требует барыня» его Муму. И знаками же, Герасим дважды вопрошает, что же ту, удушить приказывают? Дважды получает утвердительный ответ и обещает самостоятельно выполнить повеление. Он даже не в состоянии никому доверить расправиться над ней — сам обещает сделать все быстро и наверняка. Покормив, напоследок, сытно, щами в трактире и погоревав, делает Герасим непростой поступок, который все в нем переворачивает!

Как знать, был ли это именно протест, тем более осознанный? Или, Герасим в определенный момент не мог поступить иначе, — на него «напирали» Гаврила и остальная прислуга, усердно взявшись за поручение хозяйки.

Однако, барыня, как позже сама она заявляла, вовсе не требовала гибели собачьей («избавиться» можно по-разному понимать):

Выходит, Герасим, — жертва сложившихся обстоятельств? Он — подневольный, вынужденный повиноваться! С одной стороны — наказ его хозяйки — он себе тоже не принадлежит, он — крепостной! С другой стороны — что один сделает, даже будучи «богатырем», против всей ее прислуги, собравшейся под дверью, обступив? Ему как быть?

Мог ли он «убежать» в деревню с Муму? В тот момент, скорее всего, этого не было в мыслях крепостного, — он не планировал ничего, а повиновался, попав в крайнюю ситуацию.

Уже потом, пережив момент, как он надевает несчастной Муму внеревки с кирпичами, отворачивается от воды, в которую кидает подопечную. Вот в тот момент, быть может, все изменилось?!

Каким был и стал Герасим? С самого начала автор показывает его, как самодостаточную, цельную натуру, знающего, что надо. Если бы не глухонемота, — любая невеста за такого пошла — подмечает автор.

Герасим — свободолюбивый, привыкший к свежему воздуху деревни, писатель проводит аналогию с вольным молодым быком:

Еще в тот момент, когда мужчину увезли из родной деревни к барыне, за двадцать пять верст, — тот запомнил дорогу обратно. Да, ему на новом месте никогда не нравилось, тесно ему было в городе! И он, втайне, в душе — мечтал вернуться, несмотря, что «обвыкся» с существованием в роли дворника.

Он счастлив «бежать», возвращаться, ему этого не хватало! Эпизод с Муму лишь подтолкнул несмелые намерения, добавив решимости — он иначе уже не мог:

Герасим в душе никогда не мог смириться с жизнью у барыни, будучи вольным по натуре, с детства, при этом ничего не боялся, никакой работы, лишь барыню немного побаивался. Но после всего произошедшего, у него не оставалось другого выхода! Он не убил в себе раба, он им никогда даже не был! Это Татьяна беспрекословно подчинялась, что ни велят, — смиренно и покорно. А Герасим не мог сжиться с подобной участью и, по-своему, протестовал!

Читайте также:  Собака с щенком из пластилина

Физически, Герасим вынужден был всегда подчиняться тому строю, укладу жизни, так как он зависим от барыни, как крепостной. Но внутри себя, скорее, по натуре из тех независимых людей, только жртва обстоятельствю В итоге, настрадавшись у барыни, бежит оттуда и делает по-своему! Если бы не гибель собаки, этого бы с ним не было, дальше бы терпеливо служил дворником.

Его оставили в покое — барыни не стало, наследники той отпустили челядь «по оброку», а Герасим так и остался. правда, на женщин и собак больше не обращал внимания! Видно, горя из-за них немало видел!

Источник

Анализ эпизода рассказа » Муму» И.С. Тургенева

Данная работа рассчитана на два урока. Использованы различные приемы смыслового чтения: антиципация, чтение с вопросами, прием компрессии текста, творческое задание, верное и неверное утверждение, составление плана и др. Цель- точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию.

Просмотр содержимого документа
«Анализ эпизода рассказа » Муму» И.С. Тургенева»

Текст художественного произведения имеет название «МУМУ», предположите, о чем будет он?

Текст художественного произведения написал Иван Сергеевич Тургенев (1818-1883 г.)

Известный русский писатель и поэт. Родился в

богатой семье, с детства владел несколькими иностранными языками, включая английский, французский и немецкий, получил хорошее образование, был знаком со многими писателями. Побывал во многих странах, но его всегда тянуло к родине.

Каморка, конюшня, прорезались, солома, фыркая, ухаживал, возился, тщедушный, понемногу, справилась, неусыпным попечениям, кликали , бог весть, караулила, барахтался,сунуть в пазуху.

— Обратим внимание на слова, которые нам встретятся в тексте, попробуйте объяснить их значение.

Конюшня – помещение для лошадей.

Армяк – верхняя мужская одежда.

Солома – сухие стебли растений без листьев.

  • Прорезались= только открылись;
  • фыркая -издавать недовольство;
  • ухаживать =заботиться;
  • возиться =заниматься;
  • т щедушны й=худой,слабый, болезненный;
  • понемног у=постепенно;
  • справиться, выровняться = преодолеть болезнь, набраться сил;
  • неусыпное попечение- внимательная, усердная забота;
  • кликали =называли;
  • бог весть- никто не знает;
  • караулила =ждала;
  • барахтаться — стараться выплыть;
  • сунуть в пазуху- положить между грудью и одеждой;
  • ладная собачонка — хорошая собачонка.

  • ( 1) Дело было к вечеру. Он шел тихо и глядел на воду. Вдруг ему показалось, что что-то барахтается в тине у самого берега. Он нагнулся, увидел небольшого щенка, белого с черными пятнами, который, несмотря на все свои старания, никак не мог вылезть из воды, бился, скользил и дрожал всем своим мокреньким и худеньким телом. ( 2) Герасим поглядел на несчастную собачонку, подхватил ее одной рукой, сунул ее к себе в пазуху и пустился большими шагами домой. (3) Он вошел в свою каморку, уложил спасенного щенка на кровати, прикрыл его своим тяжелым армяком, сбегал сперва в конюшню за соломой, потом в кухню за чашечкой молока. Осторожно откинув армяк и разостлав солому, поставил он молоко на кровать. Бедной собачонке было всего недели три, глаза у ней прорезались недавно; один глаз даже казался немножко больше другого; она еще не умела пить из чашки и только дрожала и щурилась. Герасим взял ее легонько двумя пальцами за голову и принагнул ее мордочку к молоку. Собачка вдруг начала пить с жадностью, фыркая, трясясь и захлебываясь. Герасим глядел, глядел да как засмеется вдруг… Всю ночь он возился с ней, укладывал ее, обтирал и заснул наконец сам возле нее каким-то радостным и тихим сном.
  • Ни одна мать так не ухаживает за своим ребенком, как ухаживал Герасим за своей питомицей. ( 4) Первое время она была очень слаба, тщедушна и собой некрасива, но понемногу справилась и выровнялась, а месяцев через восемь, благодаря неусыпным попечениям своего спасителя, превратилась в очень ладную собачку испанской породы, с длинными ушами, пушистым хвостом в виде трубы и большими выразительными глазами. ( 5) Она страстно привязалась к Герасиму и не отставала от него ни на шаг, все ходила за ним, повиливая хвостиком. Он и кличку ей дал – немые знают, что мычание их обращает на себя внимание других, – он назвал ее Муму. Все люди в доме ее полюбили и тоже кликали Мумуней. Она была чрезвычайно умна, ко всем ласкалась, но любила одного Герасима. Герасим сам ее любил без памяти… и ему было неприятно, когда другие ее гладили: боялся он, что ли, за нее, ревновал ли он к ней – бог весть! Она его будила по утрам, дергая его за полу, приводила к нему за повод старую водовозку, с которой жила в большой дружбе, с важностью на лице отправлялась вместе с ним на реку, караулила его метлы и лопаты, никого не подпускала к его каморке

Читаем первый фрагмент текста

  • ( 1) Дело было к вечеру. Он шел тихо и глядел на воду. Вдруг ему показалось, что что-то барахтается в тине у самого берега. Он нагнулся, увидел небольшого щенка, белого с черными пятнами, который, несмотря на все свои старания, никак не мог вылезть из воды, бился, скользил и дрожал всем своим мокреньким и худеньким телом.

Читаем первый фрагмент текста

— В какое время происходит событие?

-Кто рассказывает нам о случившемся?

-Озаглавьте этот фрагмент (Примерные ответы:

Нашел щенка, щенок в беде, находка)

Читайте также:  Как выкормить щенка чихуахуа с рождения без матери

— Еще раз прочитайте фрагмент, перескажите.

Читаем второй фрагмент текста

  • . ( 2) Герасим поглядел на несчастную собачонку, подхватил ее одной рукой, сунул ее к себе в пазуху и пустился большими шагами домой.

Читаем второй фрагмент текста

-Озаглавьте этот фрагмент (Примерные ответы:

Спасение щенка, спас щенка)

— Еще раз прочитайте фрагмент, перескажите.

Читаем третий фрагмент текста

  • (3) Он вошел в свою каморку, уложил спасенного щенка на кровати, прикрыл его своим тяжелым армяком, сбегал сперва в конюшню за соломой, потом в кухню за чашечкой молока. Осторожно откинув армяк и разостлав солому, поставил он молоко на кровать. Бедной собачонке было всего недели три, глаза у ней прорезались недавно; один глаз даже казался немножко больше другого; она еще не умела пить из чашки и только дрожала и щурилась. Герасим взял ее легонько двумя пальцами за голову и принагнул ее мордочку к молоку. Собачка вдруг начала пить с жадностью, фыркая, трясясь и захлебываясь. Герасим глядел, глядел да как засмеется вдруг… Всю ночь он возился с ней, укладывал ее, обтирал и заснул наконец сам возле нее каким-то радостным и тихим сном.
  • Ни одна мать так не ухаживает за своим ребенком, как ухаживал Герасим за своей питомицей.

Читаем третий фрагмент текста

— Куда делает Герасим с собачонкой?

-Что можете сказать о бедной собачонке?

-Найдите в тексте информацию о том, как пил молоко щенок?

-Озаглавьте этот фрагмент (Примерные ответы:

Забота о щенке, ухаживал за собачонкой)

— Еще раз прочитайте фрагмент, перескажите.

Читаем четвертый фрагмент текста

  • ( 4) Первое время она была очень слаба, тщедушна и собой некрасива, но понемногу справилась и выровнялась, а месяцев через восемь, благодаря неусыпным попечениям своего спасителя, превратилась в очень ладную собачку испанской породы, с длинными ушами, пушистым хвостом в виде трубы и большими выразительными глазами.

Читаем четвертый фрагмент текста

— Какой была первое время собачонка?

-Благодаря чему изменился щенок?

-Озаглавьте этот фрагмент (Примерные ответы: превращение в ладную собачонку, превратилась в красивую собаку)

— Еще раз прочитайте фрагмент, перескажите.

Читаем пятый фрагмент текста

  • . ( 5) Она страстно привязалась к Герасиму и не отставала от него ни на шаг, все ходила за ним, повиливая хвостиком. Он и кличку ей дал – немые знают, что мычание их обращает на себя внимание других, – он назвал ее Муму. Все люди в доме ее полюбили и тоже кликали Мумуней. Она была чрезвычайно умна, ко всем ласкалась, но любила одного Герасима. Герасим сам ее любил без памяти… и ему было неприятно, когда другие ее гладили: боялся он, что ли, за нее, ревновал ли он к ней – бог весть! Она его будила по утрам, дергая его за полу, приводила к нему за повод старую водовозку, с которой жила в большой дружбе, с важностью на лице отправлялась вместе с ним на реку, караулила его метлы и лопаты, никого не подпускала к его каморке

Читаем пятый фрагмент текста

— Как относился Герасим к щенку?

-Как назвал герой собачонку?

-Как вела себя Муму по отношению к Герасиму? Как окружающие кликали ее?

-Озаглавьте этот фрагмент (Примерные ответы:

Преданные друзья, привязанность друг к другу)

— Еще раз прочитайте фрагмент, перескажите.

  • 1. Нахождение щенка.
  • 2. Спасение собачонки.
  • 3. Забота Герасима о животном.
  • 4.Превращение в ладную собачонку.
  • 5. Привязанность друг к другу.
  • Еще раз прочитайте текст, перескажите по плану.

Составьте неподробный план прочитанного текста.

  • План
  • 1. Спасение собачонки.
  • 2.Забота Герасима о щенке.
  • 3. Муму.

Прочитайте еще раз четвертый фрагмент, подчеркните те слова, которые не несут смысловой нагрузки

  • 4) Первое время она была очень слаба, тщедушна и собой некрасива, но понемногу справилась и выровнялась, а месяцев через восемь, благодаря неусыпным попечениям своего спасителя, превратилась в очень ладную собачку испанской породы, с длинными ушами, пушистым хвостом в виде трубы и большими выразительными глазами (43 слова).

Запишите, что у вас получилось.

4) Первое время она была слаба, тщедушна и некрасива, но понемногу справилась и выровнялась, а месяцев через восемь превратилась в ладную собачку (21 слово)

-Каким словом можно заменить словосочетание первое время ? ( Сначала)

-Каким одним словом можно заменить слова слаба, тщедушна , учитывая, что тщедушный –это слабый, худой, болезненный (больна).

Каким словом или словосочетанием обобщить глаголы справилась и выровнялась? (набралась сил)

Напишите, что у вас получилось.

  • Сначала она была больна , некрасива, но понемногу набралась сил , а месяцев через восемь превратилась в ладную собачку испанской породы (19 слов)

Собачонку окружающие кликали Мумуней.

Щенок превратился в ладную собачонку.

Заполните пропуски в тексте:

Все люди в доме ее _________ и тоже _________ Мумуней. Она была чрезвычайно умна, ко всем ласкалась, но _______ одного Герасима. Герасим сам ее _______ без памяти… и ему было неприятно, когда другие ее _______: боялся он, что ли, за нее, __________ ли он к ней – бог весть!

Вставьте пропущенное слово несчастную или несчастливую . Объясните разницу между ними

Герасим поглядел на ___________ собачонку, подхватил ее одной рукой, сунул ее к себе в пазуху и пустился большими шагами домой.

Найдите в предложении имена существительные в форме винительного падежа:

  • Он вошел в свою каморку, уложил спасенного щенка на кровати, прикрыл его своим тяжелым армяком, сбегал сперва в конюшню за соломой, потом в кухню за чашечкой молока.

Перед вами предложение, состоящее из трех слов. Как по-разному можно составить вопрос, меняя интонацию?

  • Герасим1 спас2 Муму3?
  • Герасим спас Муму?
  • Герасим спас Муму?
  • Герасим спас Муму ?

  • – Как вы понимаете фразу «…немые знают, что мычание их обращает на себя внимание других».

  • — Как вы думаете, чем закончилась история Герасима и Муму?

Напишите небольшое сочинение- продолжение данного текста (5-10 предложений)

Источник

Adblock
detector